Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Захарова Инна Анатольевна,
педагог-психолог,
Абрамова Альбина Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №118»
города Чебоксары Чувашской Республики
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: родителями, друзьями, одноклассниками, коллегами, случайными прохожими и т. д.
Перестраивание современного общества подрывают традиционные гендерные стандарты. Происходит «стирание» ролей между мужчиной и женщиной. Женская половина населения становится более мужественной и жесткой, а мужчины мягче. Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.
С детского сада начинается осознанное социальное воспитание. Половое отличие дети начинают различать с 3-х лет. Главным условием, дающим эффект, является формирование полоролевой идентичности у дошкольников, компетентность педагога, так же важен дифференцированный поход с учётом половых признаков. Но имеется ряд трудностей, которые отрицательно влияют на развитие гендерной идентификации детей.
Во-первых, изменения в общественном отношении, происходящие в современном мире, повлекли за собой разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Во-вторых, в условиях образовательного пространства мальчики и девочки воспитываются в одной возрастной группе, пребывают по единому для всех режиму.
В-третьих, родители, как правило, не владеют необходимым количеством знаний о подходах к воспитанию ребенка с учетом гендерных отличий. Также имеются семьи, где ребенка воспитывает один родитель. Следственно, ребенок не видит взаимоотношений между мамой и папой, распределения между ними социальных ролей и бытовых обязанностей, что сказывается на формировании у ребенка неправильного гендерного самосознания.
Гендерное воспитание – это развитие у детей понимания о настоящих женщинах и мужчинах, а это необходимо для эффективной и нормальной социализации личности в целом. Адресное гендерное воспитание, оказываемое на мальчика или девочку в дошкольном возрасте, окажет значительное влияние на развитие тех качеств личности, ребенка в целом, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Участниками гендерного воспитания детей дошкольного возраста являются семья, педагогический коллектив детского сада и окружение ребенка. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание в группах детского сада полифункциональной предметно-развивающей среды, т.е. выделение игровых зон для мальчиков и для девочек. Это необходимо, чтобы каждый ребёнок имел возможность многократного подтверждения, что он - это мальчик, а она - это девочка. Именно в таких условиях в процессе сюжетно-ролевых игр девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери, а мальчикам представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Так же важно наличие игрового пространства для взаимодействия мальчиков и девочек.
Итак, мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Литература:
1.         От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М., Мозаика – Синтез, 2014 год.
2.         Климина Л. В. Теоретические основы реализации гендерного подхода в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5/2012.
3.         Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира.- Москва, 1998.

Декабрь 2020