ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Гуляева Наталья Валентиновна, учитель-дефектолог (тифлопедагог), МДОУ детский сад № 10, г. Рыбинск Одним из направлений здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление зрения через выполнение зрительной гимнастики. Зрительная гимнастика в виде разнообразных движений глаз улучшает кровоснабжение тканей глаз, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, тренирует мышцы век, снимает напряжение, переутомление зрительного аппарата, повышает работоспособность, развивает внимание, память и речь, повышает способность зрительного восприятия, повышает положительный эмоциональный фон любой деятельности, корректирует функциональные дефекты зрения, служит для профилактики глазных заболеваний, а также коррекции уже имеющихся проблем. Выполнять с детьми полезные упраднения следует 2 - 3 раза в день. Продолжительность занятий зависит от возраста детей (ранний возраст не более 2 минут, младший дошкольный возраст по 2 - 3 минут, старший дошкольный возраст - 4-5 минут). «Используя упражнения зрительной гимнастики, мы обучаем детей хорошему видению. Но зрительная гимнастика приносит пользу только в том случае, если выполнять её регулярно, дозировано.» (Офтальмолог, профессор Эдуард Сергеевич Аветисов). Существуют состояния, при которых гимнастика для глаз противопоказана: - воспаление и инфекционные заболевания глаз; - период после операционного вмешательства на глазах; - отслойка сетчатки; - повышенное внутриглазное давление; - при высокой степени близорукости необходимо проконсультироваться с врачом. При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: - всегда снимать очки; - сидеть (стоять) прямо, не напрягаться; - расслабить плечи и опустить их; - следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным; - голова неподвижна, взгляд направлен прямо перед собой; - сосредоточить всё внимание на выполнении движений глазами; - после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Методика проведениязрительной гимнастики Чтобы вызвать интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любое занятие. При этом тема зарядки должна соответствовать теме основной образовательной деятельности. В процессе продуктивной деятельности зрительную гимнастику целесообразно проводить после выполнения усиленной зрительной нагрузки. Если же основная образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение, то отдельные упражнения для глаз можно сделать во второй половине занятия: дети получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься. Педагогам желательно проводить с дошкольниками разные виды зрительных гимнастик, разумно чередуя их. В раннем возрасте дети не понимают, что значит «двигать глазками», поэтому необходимо зрительную гимнастику начинать проводить со зрительными стимулами. На кончике указки, деревянной палочке крепится яркий предмет, либо предметная картинка, либо пальчиковая кукла. Малыши с удовольствием будут следить глазками за предметом, который взрослый медленно двигает перед глазами по направлениям, сопровождая движения словами «Посмотрели вверх - вниз, влево - вправо, покружились» и т.д. Существуют правила, которые педагог должен соблюдать при проведении упражнений со зрительным стимулом: - зрительный стимул не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой; - зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей; - показ стимула осуществляется в медленном темпе; - ребенок до конца должен проследить глазами движение зрительного стимула; - работают глаза, голова неподвижна. При проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть простыми, но при этом занимательными. При планировании воспитательно-образовательного процесса целесообразно пользоваться картотекой зрительных гимнастик. В процессе проведения зрительной гимнастики с младшими дошкольниками педагог обязательно сам должен показывать каждое упражнение, выполнять его вместе с детьми, в старшем дошкольном возрасте педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение движений глазами. В дальнейшем зрительная гимнастика проводится по словесной инструкции. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Виды зрительных гимнастик: - Гимнастика для глаз в стихах. Выполнение движений глазами с произнесением стихов превращают гимнастику в игру. Если сопровождать упражнения для глаз стихотворными строчками, детям будет интереснее, и они быстрее их запомнить. Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности. - Упражнения для глаз. Комплекс упражнений для глаз состоит из имитационных движений глазами, которые положительно сказываются на эмоциях детей, движении глаз, активности ребенка в целом. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей. Дети с удовольствием глазами подражают сигналу светофора, крыльям бабочки, стрелкам часиков и т. д. Ребёнка заинтересует предложение «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем. - Электронная гимнастика для глаз. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, создаётся при помощи компьютерной программы Power Point. Выполняя электронные физминутки для глаз дети, фиксируют взгляд на предметах, которые появляются на экране, и прослеживают за ними по определенным траекториям. Чтобы понять, за каким предметом следить, он увеличивается в размерах или вращается. Это поможет ребенку зафиксировать взгляд на том предмете, за которым нужно прослеживать глазами. Музыкальное сопровождение повышает мотивацию детей к её выполнению, и вызывает положительные эмоции. Для демонстрации электронных физминуток для глаз необходимы компьютер, проектор, большой экран и мультимедийная презентация. - Офтальмотренажёры. Для реализации коррекционной работы, с учётом ФГОС ДО, необходимо сконструировать среду, обогатить её элементами, стимулирующими коррекционно-компенсаторную деятельность детей с нарушением зрения.Все офтальмотренажёры для организации и проведения зрительных гимнастик педагоги легко могут изготовить своими руками. Офтальмотренажёр - «Зрительные ориентиры» предполагает перемещение взгляда по ориентирам (картинки), расположенным в верхних углах группы. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Для развития фиксации взора, снятия аккомадационного напряжения эффективно выполнять упражнения с «Меткой на стекле», которое предполагает перемещение взгляда с метки на стекле на предметы, расположенные в дали и обратно. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии. «Сигнальные картинки» тренажёр базируется на зрительно-поисковых стимулах. На окне, учебной доске, стене расположены цветные предметные картинки. По просьбе педагога дети фиксируют взгляд поочередно на соответствующей заданной картинке. Продолжительность фиксации одной картинки 0,5 секунды. Постепенно это время сокращается. Картинки задаются в случайной последовательности. Педагог стремится к тому, чтобы дети могли не просто механически «пробежать» глазами по картинкам, а осознанно их увидеть. «Мишень» Дети фиксируют взгляд на центре круга, расположенного среди хаотично расположенных цифр на тренажёре. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят её глазами, затем взгляд снова возвращается в центр. Офтальмотренажёр - «Восьмёрка» способствует профилактике зрительного утомления. Дети прослеживает глазами за лазерным лучом по указанным направлениям на тренажёре. «Тренажёры – лабиринты» для развития зрительных функций располагаются на разных уровнях высоты (стене, потолке, столе). Дети прослеживают глазами заданную цветную дорожку от начала до конца и обратно. «Телескоп» способствует зрительно – пространственной активности, предназначается для поискапредметов в окружающей обстановке. Тренажёр представляет собой трубочку, похожую на популярную игрушку калейдоскоп. Детям необходимо найти заданные предметы в пространстве группы, рассматривая их то - одним, то - другим глазом. «Зрительно – тактильные дорожки» для развития зрительно - осязательноговосприятия размещаются на стене, столе на уровне глаз ребенка. Дети медленно обследуют пальцами рук дорожки разных поверхностей сначала с участием зрения, затем тактильно – осязательным способом. Педагогам необходимо отмечать старание, желание и результат работы детей при выполнении зрительной гимнастики. Затраты времени на упражнения разных видов гимнастик измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима. Желаю вам успеха в работе и достижения положительных результатов!