СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ «СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Гидзевская Ирина Григорьевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ №7 им. И.Ф. Афанасьева муниципального образования Усть-Лабинский район станицы Воронежской Краснодарского края Система педагогического контроля и оценки образовательных достижений младших школьников по теме «Склонение имен существительных» представляет собой сгруппированные по разделам задания тестового характера. Задания в каждом разделе расположены в порядке возрастания трудностей (задания повышенной сложности отмечены «*»). Предлагаемые виды работы позволяют проверить знания правил и принципов, умения анализировать языковой материал, содержат задания на развитие речи и логического мышления. Помогают выявить пробелы в знаниях и умениях, над которыми нужно работать дополнительно. Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Тематический контроль по данной теме учитель организует, используя ИКТ. Кабинет оснащен персональными компьютерами для учителя и учащихся, системой беспроводного доступа, что позволяет проводить тестирование в интерактивном режиме. Тесты пересылаются на компьютеры учащихся через транслирование экрана в сетевой программе e-Learning Class V6.0. Оценивание теста осуществляется по следующим критериям: «5» ставится при 90% - 100% правильных ответов; «4» ставится при 70% - 90% правильных ответов; «3» ставится при 70% - 50% правильных ответов. Более низкий процент правильных ответов свидетельствует о низком качестве усвоения изучаемого материала. Кроме того, контроль знаний осуществим не только тестами, но и отправкой файлов ученикам. Работа над словом 1.Какое имя существительное может быть подлежащим? · А) деревом; · Б) учебник; · В) ромашку; · Г) букашка; · Д) человека 2.Подбери и запиши к данным предлогам имена существительные, определи их падеж. · через ___________ · для ____________ · перед ___________ · над ____________ · возле ___________ · об ____________ · около ___________ · в ____________ · за ___________ · к ____________ · на ___________ · без ____________ · от ___________ · между ____________ · по ___________ · с ____________ 3.Поставь данные имена существительные в указанном падеже. · деревня (Д.п.) _________ · дача (В.п.) ____________ · сирень (Т.п.) __________ · плащ (Р.п.) ___________ · орел (Р.п.) ___________ · пастух (Д.п.) _________ · молодежь (Р.п.) _______ 4.Запиши данные существительные в творительном падеже. · пряжа - ____________ · лапша - ____________ · шприц - ____________ · ключ - _____________ · туча - _____________ · малыш - ___________ 5. Прочитай стихотворение, определи падежи имен существительных. Какой падеж поэт не использовал при написании стихотворения? Зимняя бахрома На сосне и на березе – бахрома: Белой пряжей их запутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне. 6.Укажи падежи, к которым относятся данные окончания. Приведи примеры имен существительных в указанных падежах. _____________________________________ --о, - е _____________________________________ - ом, - ем _____________________________________ - у, - ю 7.Укажи падежные формы существительного «мох». Жил старичок-моховичок, Из мха (_____) он сделал пиджачок. Он валенки из мха (_____) скатал. И сплел он гамачок. Он сочным, нежным мхом (_____) питался, Во мхах (_____) он жил и не тужил, Он мхам (_____) «спасибо» говорил… 8*.Укажите падежные формы существительного «банты». Банты Алла потеряла, И о бантах плачет Алла. Нету бантов! Не беда, Бабочки летят сюда! Банты эти прилетели, На косички Алле сели. Бантами довольна Алла: О таких она мечтала. Алла новым бантам рада, Ей других совсем не надо! 9*.Заполни таблицу. Поставь существительные слон, удав, попугай, друг, хвост, привет, море, озеро в форму именительного, а потом винительного падежа.
Одушевленные
Именительный падеж
Винительный падеж
Неодушевленные
10*.Слова «нога», «мяч», «книга» измените так, чтобы они передавали следующие значения: А) местонахождение чего-нибудь (например, царапины); Б) предмет, которым совершается действие; В) предмет, на который направлено действие. 11*.В каждом столбике укажи слово, окончание которого отличается от остальных.
12*.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. · чулки ______________ · хозяева _____________ · туфли _____________ · санатории __________ · носки ______________ · помидоры ___________ · сани _______________ · каникулы ____________ · ботинки ___________ · яблони ______________ · килограммы ________ · волосы ______________ Работа над словосочетанием 1.Найди в каждом столбике «лишнее» словосочетание, обозначь в нем падеж существительного.
2.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже. Выдели окончания, укажи падеж. · в, роща, гулять ______________________________ · выставка, посетить _________________________ · поездка, о, мечтать _________________________ · из, окна, смотреть __________________________ · с, хлеб, джем _______________________________ · тишина, наслаждаться ______________________ 3*.Допиши еще несколько имен существительных, которые употребляются парами. · пара перчаток · пара ________ · пара ________ · пара ________ · пара ________ · пара ________ Работа с фразеологизмами 1.Объясни значение устойчивых словосочетаний, определи падеж существительного «голова» в каждом фразеологическом обороте. · человек с головой (______) · всему делу голова (______) · быть выше на голову (______) · как снег на голову (______) · с больной головы на здоровую (______) · сложить голову (______) · не сносить головы (______) 2. В стихах найди устойчивые обороты, определи в них падеж существительных. А) За домом, едва пожелтела трава Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава. Другой – засучив рукава. Б) Оказался молодцом, Смог осилить ношу – Не ударил в грязь лицом И не сел в калошу. В) Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость, Лампу, плащ или шапку, И веревку, и тряпку… Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде! Г) Не умеет дятел петь. Нет у дятла слуха. Говорят ему медведь Наступил на ухо. 3.Устойчивые сочетания заблудились. Запиши их правильно,существительное поставь в нужной форме. · Дождь лил как снег на (голове). · Скоро дело наладилось и пошло как сивый (мерина). · Я знал городские переулки как (рыбу в воду). · Гости свалились как из (ведро). · Он всегда врет как по (масло). · У себя во дворе Мишка был как свои пять (пальцы). 4*.Вот десять устойчивых словосочетаний. С каким падежом предлог на в них встречается чаще, чем с другими? · на воре и шапка горит; · менять шило на мыло; · вор на воре; · на ловца и зверь бежит; · на дворе трава, на траве дрова; · с часу на час; · на Маланьину свадьбу; · на чем свет стоит; · на все сто; · меняться на глазах. Работа над предложением 1.Составь и запиши предложения со словосочетанием «зимний вечер» в именительном и винительном падежах. 2.Определи падеж выделенных имен существительных в предложениях: · Удав передал Мартышке привет. · Привет был большой. · Мартышка привет потеряла. · Попугай предложил мартышке банан. · Банан поспел и чудесно пах. 3.Запиши предложения, раскрывая скобки. · Начался ледоход на (Лена, Енисей, Обь). · В нашей стране много (заводы, фабрики, шахты, колхозы). · Медведь залег в (берлога) с (осень). · Пароход причалил к (пристани). 4*.В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении? · кудрявый дубок _____________ · маленького олененка ___________ Составь и запиши все возможные варианты предложений. 5*.Сколько всего существительных, стоящих в творительном падеже, в данных предложениях. · Девочка пишет карандашом. · Малыш ходит босиком. · Я говорил по телефону тайком. · Ученик размахивает тетрадкой. · Он взглянул на меня украдкой. А) одно; Б) два; В) три; Г) четыре; Д) пять. Результаты описанной выше системы работы представлены в виде диаграммы. Она включает два критерия: задания на среднего ученика и задания повышенной сложности. Критерий «Задания на среднего ученика»: · на 100% - 90% выполняют 14 учащихся класса (58%) · на 90% - 70% выполняют 8 учащихся класса (33%) · на 70% - 50% выполняют 2 учащихся класса (9%) Критерий «Задания повышенной сложности»: · на 100% - 90% выполняют 6 учащихся класса (25%) · на 90% - 70% выполняют 4 учащихся класса (17%) · на 70% - 50% выполняют 4 учащихся класса (17%) · менее 50% выполняют 10 учащихся класса (41%)