НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА
Терентьева Виктория Александровна, старший воспитатель, МДОУ «Детский сад №2», г. Ухта, Республика Коми 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ. «Наставничество» - одна из немногих сквозных тем, проходящих через весь нацпроект «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы»). Несмотря на то, что на государственном уровне тема наставничества обсуждается с 2013 года, наставничество носит формальный характер. Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях. Используя в практике работы методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программа среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, в МДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида» г.Ухты пересмотрен подход в организации движения Наставничества внутри образовательной организации. Основной формой наставничества, согласно «Положению о Наставничестве», является форма «Педагог-педагог», где не задается возрастной параметр, как было раньше в предыдущие годы. Целью такой формы Наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, а также оказание помощи педагогическим работникам Учреждения в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Форма «Педагог-педагог» предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник. Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица Учреждения. Наставляемым может стать педагогические работники, вновь принятые на работу в Учреждение, а также педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. В форме «Педагог-педагог» предусмотрено вариации ролевых моделей, которые различаются от потребностей самого наставляемого, особенности образовательной организации и ресурсов наставников. Ролевая модель «Опытный педагог - опытный педагог». В роли наставников выступают педагоги, имеющие профессиональные успехи, опыт работы, но не останавливаются в повышении своего профессионального потенциала и уровня. В рамках данной ролевой модели можно выстроить взаимодействие по линии «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающие проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «Не могу найти общий язык с воспитанниками», «испытываю стресс во время общения с родителями»); взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого возможно, педагог помогает коллеге представителю «старой школы» овладеть современными программами, пересмотреть стили общения с воспитанниками и организации образовательной деятельности дошкольников. Ролевая модель «Опытный педагог - молодой педагог». Традиционное, но не менее важное направление наставничества – работа опытного педагога-наставника с молодым специалистом. Его цель – организовать профессиональное обучение и передать практический опыт начинающему педагогу. Профессиональная помощь старшего коллеги, его педагогические находки в организации и проведении режимных моментов, приемы сплочения детского коллектива всегда помогали и помогают молодому педагогу «устояться» в профессии и сформироваться как специалисту, найти свои профессиональные интересы и развивать их. Главное в этом направлении – спланировать индивидуальную работу с подшефным педагогом с учетом его трудностей. Обычно наставник узнает об этом из личной беседы или с помощью анкетирования. Новая ролевая модель, имеющее место в системе Наставничества в МДОУ, «Молодой педагог-педагог со стажем работы». Наставничество – это передача опыта и навыков, а опыт и навыки могут быть не только у педагогов со стажем работы, но и у молодых воспитателей. Молодежь быстро осваивает компьютер, хорошо ориентируется на просторах интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше. Поэтому можно организовать одно из направлений наставничества с целью повысить ИКТ-грамотность педагогов и возложить эту задачу на и молодых коллег. Молодые педагоги помогут воспитателям - стажистам освоить ИКТ. В свою очередь, опытные педагоги, которые хорошо знают методику и возрастные особенности детей дошкольного возраста, помогут грамотно выработать стратегию и тактику, как использовать эти технологии в образовательном процессе детского сада. Ролевая модель «Педагог-педагог из другой образовательной организации». В МДОУ имеются профессионалы, которые могут оказать помощь в приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей коллегам из другой образовательной организации в рамках социального партнерства. А также и наоборот, привлекаем педагогов-профессионалов из другой образовательной организации, владеющий современными программами, технологиями, для передачи своего опыта педагогам нашей образовательной организации. Чтобы организовать наставничество по форме «Педагог-педагог» с использованием различных вариаций ролевых моделей в детском саду, необходимо разработать положение (Приложение) и, кроме традиционных вопросов – цели, задачи, права и обязанности, раскрыть в нем содержательный аспект. Приложение ПОЛОЖЕНИЕ о Наставничестве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о Наставничестве (далее Положение) разработано в соответствии с: ¾ Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ¾ Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; ¾ Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; ¾ Уставом Учреждения. 1.2. Настоящее Положение: ¾ определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества (далее - Целевая модель); ¾ устанавливает порядок организации наставнической деятельности; ¾ определяет права и обязанности ее участников; ¾ определяет требования, предъявляемые к наставникам; ¾ устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; ¾ определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в Учреждении и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в Учреждении являются: 1) наставник; 2) лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый); 3) руководитель Учреждения; 4) куратор наставнической деятельности в Учреждении. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цель и задачи наставничества. Функции Учреждения в области внедрения целевой модели наставничества 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее—педагоги) Учреждения в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. 2.2. Задачами наставничества являются: ¾ улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; ¾ раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала педагогов, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; ¾ обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; ¾ формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; ¾ ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; ¾ сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в Учреждении и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; ¾ создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; ¾ выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; ¾ формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Учреждения, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.3. Внедрение целевой модели наставничества в Учреждении предполагает осуществление следующих функций: реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; ежегодная разработка, утверждение и реализация Программы наставничества; назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в Учреждении; привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества; осуществление персонифицированного учёта молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности Учреждения; предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в Учреждении; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в Учреждении; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества Учреждения. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: 1) описание реализуемой в Учреждении формы наставничества с учетом вариаций ролевых моделей; 2) типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель Учреждения, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в Учреждении. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии (освоении) новых мета-компетенций и (или) профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: педагогические работники, вновь принятые на работу в Учреждение; педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Наставниками могут быть: педагоги и иные должностные лица Учреждения, 3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом руководителя Учреждения, основанием могут выступать следующие обстоятельства: прекращение наставником трудовых отношений с Учреждением; психологическая несовместимость наставника и наставляемого; систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в Учреждении осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов. 3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в Учреждении, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей Учреждения. 3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, с помощью диагностических бесед, анкет, опросов. На данном этапе собираются: согласия на обработку персональных данных от участников Программы наставничества в Учреждении; согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности. 3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии выдвижения наставников. 3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников, прошедших выдвижение. Выдвижение наставника/ков и куратора осуществляется как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется приказ Учреждения с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива инициативной группы сотрудников, составленного в произвольной форме на имя руководителя Учреждения. 3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом руководителя Учреждения утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. 3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. 4. Права и обязанности куратора 4.2. На куратора возлагаются следующие обязанности: ¾ формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; ¾ разработка проекта ежегодной Программы наставничества Учреждения; ¾ организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; ¾ подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю Учреждения; ¾ оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; ¾ мониторинг и оценка качества реализуемой Программы наставничества через SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества; ¾ оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора; ¾ своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам; ¾ получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; ¾ анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в Учреждении и участие в его распространении. 4.3. Куратор имеет право: ¾ запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; ¾ организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники; ¾ вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы Учреждения, сопровождающие наставническую деятельность; ¾ инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в Учреждении; ¾ принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; ¾ вносить на рассмотрение руководству Учреждения предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; ¾ на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программы наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник обязан: ¾ помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; ¾ в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; ¾ выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; ¾ передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; ¾ своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; ¾ личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; ¾ в случае, если он не является сотрудником Учреждения, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: ¾ привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; ¾ участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в Учреждении, в том числе - с деятельностью наставляемого; ¾ выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; ¾ требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; ¾ принимать участие в составе комиссий в аттестации наставляемого и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; ¾ принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; ¾ обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; ¾ обращаться к руководителю Учреждения с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый обязан: ¾ выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; ¾ совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; ¾ выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; ¾ отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); ¾ сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; ¾ проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; ¾ принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества Учреждения. 6.2. Наставляемый имеет право: ¾ пользоваться имеющейся в Учреждении нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; ¾ в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; ¾ принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; ¾ при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в Учреждении.