СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ДОО
Самсонова Оксана Юрьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №105 «Золушка», г. Ульяновск Современные тенденции в процессе формирования педагогической культуры родителей в ДОО Развитие современной образовательной организации неразрывно связано со взаимодействием педагогического коллектива с родителями. Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества детских садов и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования в свете новых требований ФГОС ДО заключается в том, что в ДОО отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Важным условием педагогического сопровождения семьи является создание системы педагогического образования родителей, повышение их педагогической грамотности, культуры в процессе воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, которая должна строиться на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям. В основу этих технологий могут быть положены следующие принципы [ 28 ]: - принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка; - принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи; - принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка; - принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка. В ходе педагогического образования родителей должны решаться задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. Родители могут и должны научиться понимать детей, недопустимо сравнивать их с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Основной акцент, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их педагогической грамотности. В этом контексте задача ДОО сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической, нормативной литературы [ 1,3,4,7,9 ] позволяет заключить следующее: понятия «педагогическая грамотность», «педагогическая культура» и «педагогическая компетентность» тождественны, о чем в первую очередь, свидетельствует содержание документа ФГОС ДО. Продолжая представлять результаты анализа литературы, важным, на наш взгляд, является результаты исследований А.А.Майера в этом направлении. Так, по мнению А.А.Майера, «педагогическая компетентность родителей складывается из культуры» [21]. Выделенные автором аспекты культуры родителей как ориентира работы с семьей конкретизированы им по следующим компонентам общей культуры: знания, компетентность, ценность и смысл, рефлексия, творчество. А.А.Майер выделяет интерактивное направление работы с родителями как приоритетное, позволяющее учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи: - сущностные характеристики: проблемная или зрелая семья, традиционная или современная и т.д.; - стадию жизнедеятельности: семья с детьми дошкольного возраста, дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольного и подросткового возраста и т.д.; - образ жизни (активный, мобильный, пассивный, закрытый и т.д.); - психолого- педагогические цели: общесемейные и личностные (материально-бытовые,культурные и т.п.); - собственный потенциал (социально-экономический, жизненный); - характер стиля семейных взаимоотношений; - национально-этнический состав семьи; - конфессиональную принадлежность семьи. Интарактивное направление позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной и индивидуальной работе с семьей (метод «дельфи», метод проблемных ситуаций, тренинга для родителей, акции, мастер-классы, консультации). Данный подход взаимодействия и сотрудничества с семьей является актуальным. В дальнейшем, мы будем в своих материалах придерживаться именно компетентностного подхода в работе с родителями. А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина [ 18 ] выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей: - открытость и доверительное отношение с детьми; - контроль и координирование в развитии ребёнка; - гуманность и милосердие к растущему человеку; - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; - последовательность в своих требованиях к детям (не требовать не- возможное); - оптимистичность взаимоотношений в семье. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. В нашем городе Ульяновск, ведется огромная работа в этом направлении Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов [ 1,2,3,4,5,17,24 ]позволил спроектировать систему психолого-педагогического образования родителей включающую в себя следующие этапы, данная система была положена в основу инновационной деятельности областной программы РИП ДОО Ульяновской области (МДОУ № 162 г.Ульяновска, Новомалыклинский детский сад «Сказка», МДОУ № 52 г.Димитровграда): 1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в образовании дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям. На этом этапе необходимо установить контакт с родителями. Для того чтобы заинтересовать и привлечь их к совместной работе, необходимо показать родителям необходимость такого сотрудничества, спрогнозировать результаты предстоящей работы. Родителям предлагаются анкеты и опросники, которые помогут педагогам выяснить какую именно информацию и в какой форме они желают и готовы получить. 1. Поисковый этап направлен на создание технологии педагогического образования родителей, формирования их педагогической культуры. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики. На основе полученных результатов диагностики специалисты составляют технологию педагогического образования родителей, предполагающую различные формы работы (встречи, родительские собрания, журналы, семинары, встречи за круглым столом, педагогический практикум и пр.), которые выстраиваются по следующим позициям: - активность родителей, - их заинтересованность, - опыт воспитания детей в конкретной семье, - имеющиеся у родителей психолого-педагогические знания. 3. Коррекционный этап. На этом этапе проводится обсуждение и коррекция разработанной педагогической технологии совместно с воспитателями и администрацией дошкольного образовательного учреждения. Содержание педагогической технологии обсуждается и корректируется на педагогическом совете. В данном процессе участвуют все специалисты ДОУ. 4. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной педагогической технологии. Среди родителей распространяется информация о реализации педагогической технологии повышения педагогической компетентности (культуры, грамотности) родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр. 5. Основной этап направлен на повышение компетентности родителей по проблемам развития и образования дошкольников, повышение ответственности родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с воспитательно-образовательным процессом. На данном этапе реализовывается технология педагогического образования родителей в дошкольном учреждении. Проводятся занятия, родительские собрания, издаются и распространяются журналы для родителей и т.п. 6. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической технологии. Педагоги предлагают анкеты, которые помогут выяснить удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации. Также можно провести заключительное занятие или круглый стол, для обобщения полученных знаний. Результатами реализации технологий педагогического образования родителей могут стать: - развитие родительской компетентности (педагогической грамотности), умений воспитывать и развивать своего ребенка; - улучшение отношений родителей с ребенком, их совместном взаимопонимании; - в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности; - в появлении родительской ответственности; - в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Для осуществления технологий педагогического образования родителей необходимо выбирать формы и методы работы с семьей, учитывая тот факт, что многие из родителей имеют некоторый педагогический опыт, знакомы с приемами воспитания и развития детей из литературы, СМИ, но не часто используют полученные знания в практике семейного воспитания. Поэтому важно обеспечить активное участие родителей в программах, используя разнообразные формы и технологии работы. Образование родителей должно проходить в активных формах. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания. Таким образом, сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Спасибо за внимание!