Бусарева Вера Гавриловна, воспитатель, МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г. о. Тольятти Савинова Елена Александровна, учитель-логопед, МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г. о. Тольятти Ригович Екатерина Владимировна, учитель-логопед, МБУ «Школа № 26» структурное подразделение детский сад «Тополёк» г. о. Тольятти Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом обществе всегда было в центре внимания исследователей. На современном этапе социально-коммуникативное развитие является одним из базовых элементов в развитии дошкольника. Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3]. Опыт работы дошкольного учреждения показывает, как важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивать общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах [1]. В современной коррекционно-логопедической системе образования социально-личностное развитие детей является приоритетным. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень социально-личностного развития. Для них характерны недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей, неумение улаживать конфликты, невладение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния. Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешении иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова). Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Потребность ребенка с ОНР в освоении новых социальных ролей, новых действий, необходимость развития у них собственных социальных умений сочетается в дошкольном возрасте с его неспособностью овладевать в полном объеме коммуникацией, как видом деятельности. Последствием этого могут стать множественные вторичные и третичные нарушения, в частности, ограничения в социально значимых контактах, замкнутость детей, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности, неготовность к обучению в школе, а затем-низкая успеваемость и многое другое. В связи с вышесказанным нами была поставлена цель реализовать условия, повышающие эффективность формирования коммуникации дошкольников с ОНР. Одним из направлений нашей работы мы выбрали игровую методику обучения, которая является наиболее эффективной в дошкольном детстве. Л.С.Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в другую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает и углубляет собственную. С помощью коммуникативной игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Управляя игрой, можно влиять на отношение детей друг к другу и их мировоззрение. Наряду с расширением кругозора детей, игра способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Это значит, что воспитанники учатся сопереживать другому человеку. Формирование этого качества влечет за собой потребность в общении, а затем и потребность в сотрудничестве. Во время игры дети находят общие интересы, учатся дружить, считаться с мнением товарищей, приходить на помощь в нужную минуту, у них появляется чувство ответственности за общее дело. Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Именно игровая деятельность способствует совершенствованию речевых образцов, пополнению активного словарного запаса и развитию коммуникативных умений и навыков. Необходимо отметить, что недостатки звукопроизношения, нечеткое восприятие звукового образа слова, полное или частичное отсутствие грамматических форм в предложениях, темп речи-все это влияет на игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, порождает у них особенности поведения и общения в игровых коммуникативных ситуациях. В коммуникативных играх ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесное, интонационное выражение) и невербальных (мимика, жесты, позы, движения, тактильные контакты) средств. Основными новообразованиями, возникающими в процессе работы по развитию общения у детей в игровой деятельности, являются: –готовность к общению, доброжелательное отношение к окружающим и желание общаться; –умение вступить в контакт, связанное с легкостью установления коммуникационных связей; –инициативность общения, проявляющаяся в стремлении к самостоятельным действиям, а также стремлении взять на себя роль лидера; –выразительность общения, означающая умение естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации; –эмпатия, представляющая собой постижение эмоционального состояния другого человека и сопереживание ему [2]. В качестве педагогических условий, оптимизирующих реализацию модели, определены: 1) использование игровых форм активности в соответствии с возрастом с учетом общеобразовательной и коррекционной программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР; 2) сочетание индивидуальных и коллективных форм организации игровой деятельности при ведущей организаторской роли воспитателя и логопеда; 3) подбор тематики игр в соответствии с задачами коррекционно-развивающего воздействия; 4) использование взаимодополняющих, разноконтекстных ролей, разнообразных ролевых позиций; 5) обучение навыкам ведения диалога в стандартных и нестандартных игровых ситуациях; 6) использование невербальных средств коммуникации в случае затрудненного применения вербальных средств и т.д. Игровая методика помогает детям быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, так как коммуникативные игры удобно включать в режимные моменты, использовать на занятиях, в совместной деятельности на прогулке, в досуговой деятельности. Наблюдения за игровой деятельностью детей показывают положительную динамику в речевой, коммуникативной и игровой деятельности детей. Список литературы: 1. Виноградова Н.Ф. Предшкольная пора: Программа обучения и развития детей 5 лет. М., 2011. 2.Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/?Frame=1 129503.