Маркова Вера Павловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №15 компенсирующего вида», г. Кандалакша Мурманской области Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание дошкольников одними из главных задач, решаемых в дошкольной образовательной организации. Экологическое образование детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №15 компенсирующего вида» г. Кандалакша осуществляется в процессе интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». Специфика работы педагога в группах для детей с общим недоразвитием речи состоит в необходимости решения не только общеобразовательных, но и коррекционно – воспитательных задач: 1).формировать познавательные процессы, которые тесно связаны с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение); 2).обогащать словарь детей с ОНР новыми лексическими единицами, помогать в усвоении ранее незнакомых слов, при этом находить новые значения слов, которые уже присутствуют в лексиконе; 3).формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям; 4).развивать внимательное и ответственное взаимоотношение с природой. Экологическое образование является, на наш взгляд, наиболее эффективным способом структурирования знаний детей с тяжелыми нарушениями речи о себе, об окружающем мире, поскольку в данном случае предоставляется возможность развития не только интеллектуальных способностей, но и обогащения чувственного опыта ребенка и, как следствие, реабилитации его языковой личности. В работе по формированию системы экологических знаний у воспитанников разновозрастной логопедической группы «Рябинка» мы определили следующие основные направления: 1. Использованием мультидисциплинарного подхода. 2. Обогащение и систематизация учебно-наглядного, методического материала. 3. Сотрудничество с родителями в вопросах экологического образования детей. Большинство лексических тем, которые дошкольники, посещающие логопедическую группу, осваивают в течение года, связано с экологическими представлениями детей, поэтому особую роль в обогащении словаря, развитии речи и познавательных интересов воспитанников играет деятельность детей в экологическом уголке. Хорошо оборудованный и удачно расположенный экологический уголок является важным компонентом коррекционно-образовательной среды, который создает условия для познавательной и речевой активности детей в процессе наблюдений, труда, экспериментирования.
Учитывая разновозрастной состав воспитанников группы, мы оформили экологический уголок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 4-7 лет, вместе с детьми придумали для него название - «Добрята». Каждый день в уголке природы наших «Добрят» встречает игровой персонаж – Лесовичок, а также экогерои - Шалун, Умница, Елочка и Тихоня, вместе с которым дети с удовольствием познают мир природы. В сентябре в ходе группового экологического похода «Мы хотим дружить с природой» наши воспитанники закрепили правила поведения в природе и были приняты в ряды ее юных защитников – «эколят-дошколят». Использование героев - «Эколят» помогает ненавязчиво, в игровой форме формировать у детей культуру природолюбия; расширять кругозор. Главными обитателями экологического уголка группы являются комнатные растения. Их разнообразие обусловлено спецификой разновозрастной группы: это растения с различными условиями произрастания (тенелюбивые и светолюбивые), с четко выраженными основными частями; с листьями разной величины и формы; имеющие луковицы и клубнелуковицы; обильно и долго цветущие, а также разные виды растений одного семейства (например, 2 вида сансевьеры, разные виды фиалок). Каждому растению уголка природы мы изготовили свой паспорт, т.е. модель с обозначением названия, потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении и т.д.), чтобы дети могли запомнить название растения, способы его размножения, условия роста и развития (свет, влага, тепло, почвенное питание) и использовать это при уходе за растением. Фенологический (сезонный) уголок является неотъемлемой частью нашего экологического уголка. В нем мы размещаем объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это букеты осенних цветов в вазах, растения цветника, поделки детей из природного материала. Наиболее удобными объектами для организации фенологических наблюдений являются растения. Например, осенью мы с детьми наблюдали за садовыми цветами. С наступлением первых заморозков бархатцы и астры на участке детского сада завяли и пожухли, а в группе цвели и радовали нас. Эти наблюдения (феносигналы) мы зафиксировали в дневниках и сделали вывод: бархатцы и астры цветут при плюсовой температуре воздуха, но они совершенно не переносят даже слабый заморозок. Особый интерес вызывает у детей наш групповой мини-огород, оформленный в виде сюжетной композиции с использованием фигурок животных и сказочных персонажей - луковиц, различных деталей конструкторов. Такой необычной огород привлекает внимание детей, прививает им исследовательские навыки, трудолюбие и настойчивость в достижении желаемой цели в виде вкусного витаминного урожая (лук, укроп, мята и т.д.). Например, проращивая луковицы в нашем мини-огороде, мы использовали разные условия (свет, вода, тепло, холод, почва), чтобы дети могли установить зависимость роста растения от определенных условий. При сравнении отмеченных в дневнике данных пришли к выводу, что для роста необходимы свет, тепло, вода, а без них луковица не растет или погибает (загнивает).
Ежедневное ведение календаря природы - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой дети пользуются условными обозначениями для фиксации погодных явлений и наблюдений за птицами. Старшие дошкольники в календаре находят число и день недели, фиксируют символами изменения в природе, погоде, отмечают прилетевших на участок птиц галочками соответствующего цвета. Опираясь на наглядно представленные результаты наблюдений, в конце месяца дети могут сделать выводы о количестве пасмурных, солнечных, снежных дней, о разнообразии зимующих птиц нашей местности за определенный отрезок времени (неделя месяц, квартал), а также о динамике изменений птичьих миграций. Работа с календарем природы позволяет не только проследить изменения погоды в течение месяца, установить причинно-следственные связи между теми или иными явлениями в природе, но и даёт многообразный речевой материал для развития словаря, лексико-грамматических категорий, способствует совершенствованию связной речи. Так, отмечая состояние погоды, дети вспоминают, какая она: дождливая, ветреная; небо пасмурное, хмурое, серое; день солнечный или ясный. Опираясь на символическое изображение птиц в календаре, рассказывают, кого из пернатых друзей подкармливали на прогулке. Интересной формой работы по данному направлению является познавательная игротека уголка природы. Все, что в ней представлено, можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Это дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Чем похожи, чем отличаются?», «Из чего мы сделаны?», «Лесные правила» и другие; разнообразные коллекции (тканей, пуговиц, ключей, камней, семян, магнитов и т.д.), оборудование для экспериментирования и наблюдений. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать, предметы и материалы лаборатории «Любознайки» в процессе проведения опытов и экспериментов, мы совершенствуем их чувственный опыт, прививаем интерес к поисково-исследовательской деятельности, учим сопоставлять различные факты, делать выводы, что является хорошим материалом для познавательно - речевого развития. В картотеке нашей лаборатории собраны карточки с изображением алгоритма исследования по разным темам, например, «Песок», «Вода», «Бумага», «Воздух», «Магнит» и др. Чтобы провести эксперимент, ребенок может подобрать необходимые приборы и приспособления: лупы, воронки, пипетки, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры от "киндер-сюрпризов" с веществами и травами с разными запахами; бросовый материал, контейнеры с пищевыми продуктами (сахар, соль, крахмал, мука) и другие. Здесь же в процессе экспериментирования с разными материалами дети могут использовать природный и бросовый материал для конструирования, создания поделок по схемам. Все результаты проведения опытов юные исследователи схематично фиксируют в индивидуальных блокнотах. Наши «Добрята» с удовольствием используют в своих играх различные макеты («уголок леса», «сухой аквариум», «ферма», климатических зон), которые позволяют не только расширять представления дошкольников о природе, но и развивать у них все компоненты речи в процессе рассказывания и режиссерских игр. Для пополнения уголка «Эколята-дошколята» мы обновили иллюстративный материал по разным темам, приобрели муляжи овощей и фруктов, собрали гербарий, составили картотеки: игр, наблюдений, опытов, пословиц, поговорок, загадок и др., оформили фотоальбом «Мой родной край». Многообразие установок позволяет поддерживать у дошкольников интерес к познавательной деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание и развитие. Так, весной мы сажали картофель на огороде, цветы на участке детского сада. Летом окучивали растения, поливали, наблюдали за их ростом, делали выводы о том, что необходимо для роста растений. Осенью собирали урожай. Помня о том, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, мы вели активную работу среди родителей по вопросам развития речи и экологического воспитания детей в семье. Для педпросвещения подготовили буклеты, консультации: «Природа в жизни семьи», «Экологическое воспитание», «Игры с природным материалом» и др.; проводили родительские собрания, индивидуальные беседы, на которых знакомили родителей с задачами по вопросам экологического воспитания у дошкольников с общим недоразвитием речи, давали рекомендации, обсуждали этапы работы. Привлекали родителей к участию в выставках: «Вдохновение дарит Осень» (из природных материалов); «Вторая жизнь ненужных вещей, или как сделать красивую поделку из бросового материала». «Кормушки для птиц», Совместно с родителями были созданы тематические рукописные книги: «Путешествие в удивительный мир с помощью Красной книги», «Кандалакшский заповедник», «Бабочки», а также универсальные дидактические пособия - лэпбуки по темам «Дикие животные», «Времена года». Они содержат множество кармашков, окошечек, мини-раскладушек и стимулируют наших воспитанников к практической деятельности, в ходе которой дети лучше запоминают познавательный материал. Родители стали активными участниками совместныхмероприятий: - в рамках конференции «Экология – наука 0+» дети вместе с родителями подготовили информацию, содержащую интересные научные факты и результаты наблюдений за домашними питомцами; - в эколого – просветительском проекте «Письма к животным», что позволило в игровой форме обогатить представления о диких животных и их детёнышах, об особенностях их жизни, а также создать условия для развития связной речи и творческих способностей дошкольников; - в рамках Всемирного дня чистоты «Сделаем!2020» в сентябре 2020 воспитанники совместно с родителями убирали мусор вдоль реки «Нива»; - целью участия в акции ко Дню защиты животных «Мы в ответе за тех, кого приручили», проводимая Центральной детско-юношеской библиотекой, стало воспитание у детей сочувствия, ответственного отношения к братьям нашим меньшим. Дети принесли из дома в библиотеку корм для кошек и собак, предметы для ухода за животными и получили массу положительных эмоций; - в муниципальном сетевом конкурсе эко-листовок «Сохраним природу вместе» с целью создания наглядной природоохранной агитации; - к Международному дню леса была проведена акция «Берегите лес». Создание плакатов и листовок «Лес – наше богатство» способствовало закреплению знаний детей о нормах поведения в природе и привлечению общественного внимания к проблемам сохранения лесов; - в рамках акции «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» стало совместное творчество детей и родителей: изготовление плаката «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», который мы повесили в холле детского сада; выставка рисунков «Берегите воду»; фотовыставки «Как я дома берегу воду» в приемной группы, где дети могли показать и рассказать всем желающим, как они экономят воду у себя дома. Данная акция родилась как реакция на нерациональное использование воды детьми и взрослыми. В ходе акции был организован «Отряд экологической полиции», который совершал обследование того, как используют воду работники пищеблока и дети 1 и 5 групп, нет ли утечки воды. Все данные отмечали в журнале регистрации по результатам рейдов. Выявленные нарушения устранялись на месте. Опираясь на полученные результаты, дошкольники обсуждали, что необходимо сделать, чтобы дети и взрослые стали бережнее относиться к воде. И мы решили создать экологический десант – это организованная группа детей (агит-группа), которая совершит поход по группам детского сада и проведёт пропагандистскую работу с целью поделиться знаниями с другими детьми, привлечёт их к активным действиям по охране и экономному использованию воды. Мы делали акцент не на запрет, а на осознание детьми правил. Ребята в стихотворной форме рассказывали сверстникам, что необходимо закрывать краны и тем самым экономить расход пресной воды, что вода нужна всему живому на планете, и каждый ребенок может сберечь хотя бы каплю воды. В подарок мы оставляли знаки «Берегите воду!». Заинтересованность и включенность родителей способствовала созданию у детей большего интереса к проблемам охраны природы, а практическая природоохранная деятельность содействовала осознанию детьми и взрослыми значимости экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Проведённые акции и конкурсы послужили действенной пропагандой экологической культуры среди родительской общественности и дошкольников, выработке у них активной жизненной позиции. С целью закрепления ранее полученных детьми знаний: о живой и неживой природе, о бережном отношении к природе, а так же привлечение внимания детей и взрослых к экологическим проблемам в нашей группе создан экологический стенд. Дизайн и оформление стенда разработан совместно с детьми и педагогами группы. Отличительной особенностью стенда является его мобильность (в приёмной, в экологическом уголке группы, в музыкальном зале), возможность смены материала. Стенд содержит: название: «Вестник «Эколят – дошколят» группы «Рябинка»; эмблему группы «Группа Рябинка»; девиз:
«Наш девиз – не унывать, Вместе что-то узнавать, И природу охранять»; четыре экологических функциональных раздела. Содержание каждого раздела посвящено одному из героев Эколят - Шалун, Умница, Елочка и Тихоня. 1 раздел «Наши достижения с Ёлочкой». 2 раздел «С Умницей – это интересно». 3 раздел «Новости от Шалуна». 4 раздел «С Тихоней прикоснись к природе сердцем». Проделанная работа положительно отразилась на формировании трудовых навыков, на развитии познавательной, игровой, коммуникативной и умственной деятельности воспитанников. Активизировалась связная речь детей, творческое мышление, умение решать различные проблемы. Дошкольники получили необходимые знания: о профессиях людей, о многообразии растений и животных, их названиях, пользе, условиях необходимых для роста и развития, научились трудиться в природе и бережно относиться к ней. Подводя итог, можно сказать, что в результате целенаправленной работы по воспитанию основ экологической культуры у дошкольников с ОНР сформировались показатели экологической культуры, которые проявились в эмоционально-положительном отношении к природе, в желании участвовать в экологически ориентированной деятельности. А самое главное – это осознание дошкольниками того, что каждый несёт ответственность за сохранение окружающей среды. Уверены, что у данной работы есть продолжение. Надеемся, что накопленный опыт смогут использовать в своей профессиональной деятельности и Вы, уважаемые коллеги! Маркова Татьяна Александровна, учитель-логопед, МБДОУ «Зырянский детский сад», с. Зырянское Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Заколдованные снежинки» Цель: Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедическом занятии. Задачи: Образовательные · уточнить представления детей о зиме; · закрепить лексическую тему «Зима». Коррекционные · развитие артикуляционной и мелкой моторики; · развитие фонематического слуха; · развитие речевого дыхания. Развивающие · развивать умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой; · приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность; · развивать внимание, память, мышление и воображение; · упражнять в умении грамматически правильно изменять слова. Воспитательные · формировать положительную мотивацию на занятии; · воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать; · воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту. Ход занятия: I. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мне на телефон пришло сообщение. Давайте его послушаем. Прослушивание аудио сообщения Привет, ребята! Злая колдунья заколдовала снежинки, помогите мне их расколдовать. Ищите снежинки необычного цвета, на них будет задания. И если вы все задания выполните правильно, то снежинки опять превратятся в обычный цвет. Логопед: Ребята, а вы знаете, кто прислал это сообщение? Дети: Нет. Логопед: Загадка поможет вам узнать, кто отправил сообщение. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Дети:Зима! Логопед: Правильно. Ну что, ребята, поможем зиме? Дети: Да. Логопед: Ищем снежинку с цифрой 1. Задание: Злая колдунья предлагает вам выполнить упражнения. 1. Кинезиология упражнения «Зима» (мелкая моторика) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос, (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед, (ладони шоркают по коленям разнонаправлено) Все на улицу - вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулаки меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами) Руки в варежках согреем, (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики, (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль, (кулак, ребро, ладонь) Логопед: Ищем снежинку с цифрой 2. 2. Дыхательная гимнастика Упражнение «Подуй на снежинку». Логопед: Ребята, посмотрите: на столе лежат разноцветные снежинки. Выберите себе любую снежинку. Встаньте прямо, возьмите снежинку за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде. (Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек сначала слабо, а теперь сильнее). Логопед: Ищем снежинку с цифрой 3. 3. Артикуляционная гимнастика Логопед: Ребята, прошу вас сеть за стол, взять зеркала и выполнить артикуляционную гимнастику. Язычок проснулся. Выглянул в окно. Упражнение «Окошечко». Жарко - открыть рот, холодно - закрыть рот (упражнение повторяем 5 раз). Язычок посмотрел налево, а потом направо Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Потом он посмотрел вверх: «Где же солнышко?». Потом вниз: «Как много снега нападало». Упражнение «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку. Потом он решил отправиться на прогулку, он открыл сначала первую дверь, (разомкнуть зубы), потом закрыл их (сомкнуть зубы), потом открыл вторую дверь губы (открыть рот не разжимая зубы) и закрыл вторую дверь (сомкнуть губы). Давайте и мы с вами продолжим наши поиски заколдованных снежинок. Логопед: Ищем снежинку с цифрой 4. 4. Психогимнастика «Снеговик» Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол. 5. Пальчиковая гимнастика с су-джоком «Зимние забавы» Логопед: Что зимой мы любим делать? (Дети катают Су - Джок между ладонями). Логопед: В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (Дети поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки). Логопед: Ищем снежинку с цифрой 6. 6. Видео зарядка для глаз «Зима» Слайд 1 Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Следите глазами за изменениями, которые происходят на экране. Логопед: Ищем снежинку с цифрой 7. 7. Игра «Четвертый лишний» Слайд 2 Коньки, санки, ролики, лыжи. Слайд 3 Снежинка, лед, сосулька, дождь. Слайд 4 Дед Мороз, Снегурочка, водяной, снеговик. Слайд 5 Июнь, декабрь, февраль, январь Логопед: Ищем заколдованную снежинку с цифрой 8. 8.Физминутка «Зима» Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос, (дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (прыжки на месте.) Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (плавные движения руками) Логопед: Продолжим дальше помогать зиме. Ищем снежинку с цифрой 9. 9. Игра «Назови наоборот» Летом на улице тепло, а зимой... На лужах лед тонкий, а на реке... Зимой сосульки короткие, а весной... Летом солнце высоко, а зимой … Логопед: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Дети: Да! Логопед:Значит, ищем снежинку с цифрой 10. 10. Игра «Назови ласково» Снежинка -… (снежиночка) Зима -… (зимушка) Снег -… (снежок) Холод -… (холодок) Рефлексия: Ребята, как вы думаете, мы помогли зиме расколдовать снежинки. На память зима дарит вам по одной снежинке. Если вам все понравилось и у вас хорошее настроение, то возьмите большую снежинку, если вам все понравилось, но у вас что-то не получалось, то возьмите среднюю снежинку, а если у вас плохое настроение и вам не понравилось наше путешествие, то возьмите маленькую снежинку. Звучит музыка «Вальс снежинок» Итог занятия Логопед: Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что мы помогали зиме расколдовать? Что вам больше всего понравилось на занятии?