Максимова Евдокия Ивановна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Кэнчээри» с.Бердигестях МР Горный улус Республика Саха (Якутия) Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Продолжительность проекта: в течение года Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители. Постановка проблемы: Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста. Цель проекта: обеспечивать накопление представлений у детей младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Задачи проекта: · Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; · знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; · воспитывать познавательный интерес, любознательность; · упражнять в установлении сходства и различия между предметами; · способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; · развивать мелкую моторику рук; · повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; · оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей. Формы работы с детьми: - специальные занятия по сенсорному воспитанию - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр: - Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений: - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета Новизна. Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр. Ожидаемые результаты: Решение поставленных задач обеспечат достижение цели: 1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. 3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. 4. Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук. 5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей младшего возраста. Продукт проекта: · Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков. · Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми. · Развлечение. «В гостях у лесных зверей». · Фотовыставка «Учимся играя». Содержание проекта. Этапы реализации проекта: 1 этап -подготовительный этап: · Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС. · Проведение мониторинга. · Анализ полученных результатов, выводы. · Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". · Пополнение сенсорного центра новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей. 2 этап -основной этап: Работа с детьми: 1. Непосредственная образовательная деятельность. 2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». 3. Дидактические игры с малышами: -Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д. -Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д. -Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). -Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д. -Мозаика: настольная и напольная. -Настольно-печатные дидактические игры. -Самостоятельные игры малышей. -Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. Работа с родителями: 1.Консультации: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» 2.Беседы о роли развивающих игр для малышей. 3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». 4.Участие м привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала и пособий для сенсорного развития детей. 5.Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства» 6.Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей» 7.Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника» 3 этап - заключительный этап: Анализ результатов проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр. Заключение: Для детей младшего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач: · постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве; · развивается восприятие окружающего мира; · дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке. · развивается мелкая моторика рук. Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей. Поэтому, дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. Диагностические методики: «Цветные коврики» Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов. Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая). Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем взрослый поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Для детей трех лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек. «Кружки» Цель: выявление особенностей восприятия предметов по величине. Материал: 3 кружка одного цвета. Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Для ребенка трех лет самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным. «Фигуры» Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета.
Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.п. Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Использованная литература: 1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». 2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» 3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995. 4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997. 5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.