Шаган Анна Андреевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида», №20, город Курск Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников. Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении – как полезность и добротность объекта. Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребёнка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал. Не секрет, что общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество образования дошкольной организации? - от качества работы воспитателя, - от отношений, которые сложились в коллективе, - от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми, - от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями: – как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями; – как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.); – какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное и индивидуальное анкетирование и обсуждение состояния образовательного процесса, принятие важных управленческих решений. Важным шагом, сделанным в направлении объективной оценки качества образования, была разработка образовательных стандартов, которые: · устанавливают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, а тем самым – юридический критерий контроля за качеством образования; · позволяют сохранить единство образовательного пространства; · призваны обеспечивать преемственность разных уровней образования; · должны защитить здоровье обучающихся путем установления максимального объема учебной нагрузки. Чтобы система оценки качества дошкольного образования стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются: - самообследование, - диагностика, - мониторинг или контроль. Чаще всего используются основные распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый. В системе оценки качества образования отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования. Разберем все три момента подробнее. 1. Качество образовательного процесса: Какие вопросы его оценивают: 1.1 качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе; 1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени); 1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения. Каково же содержание процедуры оценки? Содержание процедуры оценки включает вопросы об организации прогулки, организованной образовательной деятельности, использовании дидактических и режиссёрских игр, о подготовке педагогов к занятиям, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности. В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются.