Конференции

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ШКОЛЕ. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ

2021-01-31 14:03 Январь 2021
Гумбатова Инна Владимировна,
директор,
МБОУ СОРШ № 215 «Созвездие»,
г. Екатеринбург
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации») сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
Однако возникает вопрос, необходимо ли при этом иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности иным организациям, участвующим в обучении.
Если обратиться к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации программ, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 (далее - Порядок), а именно к пункту 5, то становится очевидным необходимость лицензирования соответствующего вида образования, по которому должно осуществляться сетевое взаимодействие. Так, «образовательная организация-участник (за исключением иностранных образовательных организаций) реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), по подвиду дополнительного образования, которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы».
Таким образом, возникает первое противоречие, при котором увеличивается административная нагрузка на учреждения при проведении процедур подготовки к лицензированию. Кроме того, у многих организаций, обладающих ресурсами для сетевого взаимодействия (например, заводы и предприятия), среди уставных задач отсутствует образовательная деятельность.
Далее при анализе Порядка возможно установить следующее противоречие: пунктом 3 введено понятие «сетевая образовательная программа», отсутствующее в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Виды и наименования образовательных программ четко регламентированы статьей 12 указанного закона. Возникает вопрос о структуре сетевой образовательной программы. Необходимо ли разрабатывать отдельную сетевую образовательную программу или достаточно внести изменения в действующие образовательные программы соответствующего уровня или вида образования?
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 статьи 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
Однако в Порядке и примерной форме договора не разъяснено, каким образом необходимо корректировать муниципальное/государственное задание для данных услуг. Выявляется очередное противоречие: одни и те же обучающиеся будут включены в муниципальные задания двух образовательных организаций (например, в случае сетевого взаимодействия по модели «школа-школа»). То есть финансироваться дважды?
Также Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ. Но действующим законодательством об использовании имущества муниципального и (или) государственного учреждения установлена обязанность согласования передачи особо ценного имущества с собственником данного имущества. Для общеобразовательных организаций города Екатеринбурга - это Департамент управления муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга. При согласовании и заключении договоров безвозмездного пользования существует обязательное требование по оплате коммунальных и (или) эксплуатационных расходов организацией, которой передается имущество в безвозмездное пользование.
Безусловно то, что сетевая модель взаимодействия образовательных организаций приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов несёт взаимную выгоду, как финансовую, так и интеллектуальную. В фундаментальной основе сетевого взаимодействия заложен принцип социального партнёрства. Образование выходит за рамки здания образовательной организации, сетевое взаимодействие способствует эффективному вовлечению в обучение детей иные организации и предприятия. Очень важно отметить начало этапа государственного регулирования данного вопроса. Сейчас встаёт необходимость практической отработки предлагаемых моделей, доработки нормативно-правовой базы. Очевидно, что все возникающие противоречия необходимо анализировать, искать ответы на возникающие вопросы, рассматривать способы устранения нормативных пробелов.