Конференции

ГЛИНОТЕРАПИЯ И НЕ ТОЛЬКО

2021-01-31 14:57 Январь 2021
Иванова Люция Прокопьевна,
воспитатель,
Малгина Альбина Дмитриевна,
воспитатель,
Павлова Любовь Гариевна,
воспитатель,
Копырина Саргылана Владимировна,
воспитатель,
Саввина Надежда Николаевна,
педагог дополнительного образования по ИЗО,
МБДОУ ЦРР-Д/с №10 «ТУЛЛУКЧААН» г. Якутск
Глина – довольно необычный для детей материал, поэтому привлекательный для них своей новизной, это хороший способ отдыха, смена деятельности. И что немаловажно, природная глина безопасна, доступна, проста в использовании.
Этим летом, работая на своей даче, Айталина Владимировна Кротова, заведующая МБДОУ ЦРР д/с №10 «Туллукчаан» («Снегирек») город Якутск Республики Саха (Якутия) со своей семьей обнаружили и накопали природной глины. Осенью она привезла немалые запасы глины в детский сад и предложила желающим группам попробовать заниматься с детьми глиной, раздала по группам. Воспитатели Малгина Альбина Дмитриевна и Копырина Саргылана Владимировна подготовительная группа «Күнчээн» («Солнышко») сразу начали использовать глину в своих занятиях. Старшая группа «Уу-чукучук» («Сладенькие»), воспитатели Иванова Люция Прокопьевна, Павлова Любовь Гариевна и педагог дополнительного образования по изобразительному искусству Саввина Надежда Николаевна с большой радостью взялись лепить из глины.
Мы решили использовать этот природный материал в своих занятиях, потому что знаем, что занятия глиной способствуют развитию мелкой моторики, и способствуют самовыражению детей, развивают их творческие и коммуникативные способности, а также глина-отличное средство для решения психологических проблем.
Во время лепки из глины ребенок работает руками, пальцами, он творит, он мыслит, он фантазирует и воображает. Перед началом занятий мы обязательно делаем массаж: разогреваем руки и пробуждаем мышцы рук с помощью обычной шишки, палочек, трубочек. Даже используем детали конструкторов. Дети обыгрывают все движения. Во время работы с глиной у ребенка развивается саморегуляция, наращивается сила рук и разрабатывается подвижность пальцев, ребенок учится координировать движения рук, приобретает важный сенсорный опыт. При создании своих глиняных поделок ребенок использует сразу обе руки. Воспитатель, педагог при лепке из глины приглашает детей к диалогу, проговаривает вместе с ними, задает вопросы им о том, что они собираются лепить, как это они будут делать, что получилось, понравилась ли лепка, что в следующий раз планирует сделать и т.д. Таким образом, развивается, обогащается речь ребенка, а также создаются доверительные отношения с детьми. Лепка из глины имеет еще психотерапевтическую направленность. С вылепленными предметами ребенок может играть, создавать сюжеты, целые истории, играть, общаться с другими детьми, выстраивать коммуникацию.
Также в процессе лепки с глиной идет освоение математических знаний – можно посчитать предметы по количеству, сравнить их по форме, размеру и т.д. Проводим занятия по развитию связной речи с помощью вылепленными фигурами из глины. Можно играть в настольные игры, кукольный, пальчиковый, теневой театр. Лепка может быть приспособлена к любым занятиям по выбору детей на утреннем круге. Дети самостоятельно решают, какие материалы использовать.
Мы решили использовать природный материал – глину в арт-терапии. С помощью глинотерапии можно проработать свои негативные состояния, чувства, эмоции. Когда начинаете лепить из глины происходит эмоциональная разрядка, снятие агрессии, злости.
В курсах арт-терапии нуждаются все дошкольники. Дети в этом возрасте очень уязвимые, требуют особого внимания. Часто бывают перепады настроения, дети не умеют контролировать собственные эмоции, глинотерапия помогает им в этом. С помощью лепки из глины дети снимают напряжение и страхи, поднимают силу духа, вселяют уверенность в собственные силы, учатся приспосабливаться к жизни. Во время занятий глинотерапией предоставляется полная свобода действий. Дети лепят из глины разные образы своих эмоций и чувств, свое настроение и.т.д. Детям, которым не просто контролировать агрессию, работа с глиной способна оказать неоценимую помощь. На тренингах дети придумывают разные поучительные истории, сказки. По этим рассказам лепят разные композиции и играют в сюжетные игры. Дети эмоционально развиваются через проживание жизни героев, развивается чувство взаимопомощи и сопереживания, понимание добра и зла.

Заключение. Развитие мелкой моторики тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления в окружающем мире. Не зря существует выражение, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то вполне можно выбрать занятия и игры с глиной.
В дальнейшем планируем и дальше использовать этот материал в работе, так как детям понравилось играть с глиной. В своих высказываниях дети говорят, что глина – «Туой буор им нравится, они хотят еще лепить разные фигурки и когда они застынут их можно легко раскрашивать. У высохших глиняных изделий очень приятный звук, как у керамики. Одна девочка даже решила, что летом будет заниматься поисками у себя на даче «Туой буор - глины», как сделала наша заведующая. И, конечно, не все дети проявили интерес, есть и те, для кого глина была очень неприятна и они боятся испачкаться ею. Мы, воспитатели ранее не владели техникой работы с глиной, поэтому и среди воспитателей не сразу нашлись смельчаки, но теперь мы также с детьми учимся осваивать этот прекрасный, содержащий большой потенциал материал, читаем материалы, посвященные работе с глиной, изучаем ее особенности и особенности работы детей с глиной.