Белозерова Наталья Николаевна, воспитатель 1 логопедической группы, Максимова Наталья Ильинична, воспитатель 1 логопедической группы, МБДОУ г. Мурманска № 27 Сущность развития ребенка заключается в его постоянном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами. Важно развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково- символической деятельности дошкольников. Актуальность использования знаково- символической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: - использование данного метода вызывает активный интерес; - ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью; - дети учатся выделять главное. Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Малыш постепенно учится повторять, осмысливать. Связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства. В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка. Символизация – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Символ- то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С.И.Ожегов) По мнению психологов, работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень. Педагоги ставят перед собой следующую цель - научить детей анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать деятельность, активизировать познавательную активность. Формирование навыков к символизации происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. В процессе решаются следующие дидактические задачи: - Знакомить с графическим способом представления информации; - Развивать умения дешифровки; - Формировать навык самостоятельного моделирования; - Развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности. Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: - Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов); - Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми); - Принцип вариативности (формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически представляется возможность выбора); - Принцип творчества (ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности). Развитие способности к символизации состоит из следующих этапов: - Усвоение и анализ сенсорного материала; - Перевод его на знаково- символический язык; - Работа с моделью. Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации- это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад и т.п. задача взрослого- создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т.д. Первый этап- это младший дошкольный возраст. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания- сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется прежде всего на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание- карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему. Использование мнемотехники - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Мнемотехника подразделяется на: мнемоквадраты; мнемодорожки; мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Последовательность работы с мнемотаблицами в играх-заданиях: 1 этап: рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что в ней изображено 2 этап: осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов-слов в образы 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы: использование символов дает положительные результаты, а именно: - Дает возможность осознать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала; - Развивает слуховые и зрительные анализаторы; -Облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приемы работы с памятью; -Повышает наблюдательность, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира. Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что символы как нельзя лучше соответствуют особенностям умственного развития, наглядно - образному характеру его мышления. Все виды использования символизации дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Таким образом, ребенком приобретаются и уточняются знания об окружающей действительности. Дети учатся жить в нашем символическом мире- мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.