Конференции

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

2021-01-31 12:51 Январь 2021
Любовь Алексеевна Гордеева,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ №9,
г. Вологда
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС НОО приобрела новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации. Это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребёнку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы она обязательна, а ребёнок имеет право выбора. Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? Ответ прост: в это время ребёнок делает свои первые шаги в определении своих личных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизни. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В нашей школе направления внеурочной деятельности включены в учебный план и составляют единую образовательную линию с предметами учебного плана.
Ребёнок поступил в школу. Главный объект его труда – книга, тетрадь; главный труд – учение. Необходимо поддержать его интерес к учению, помочь почувствовать радость учебного труда. На решение данных задач и направлена работа кружка «Учись учиться». Цель его: развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции: «умения учиться», освоение ценностей и способов познания. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться: это умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность; осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе. На занятиях кружка особое внимание стараюсь уделять коммуникативным умениям: умению общаться и взаимодействовать в коллективе; работать в парах, группах; уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников, формированию навыков применения полученных в процессе изучения школьных дисциплин и практической деятельности. На занятиях кружка вместе с детьми обсуждаем и вырабатываем алгоритмы самопроверки своей работы, пробуем доказывать свою правоту, строим алгоритмы исправления ошибок. Говорим о ценностях нашей жизни: семье, здоровье, знании.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, креативного мышления. В базисном учебном плане отведено по 1 часу на изучение предметов «Технология» и «Изобразительное искусство». Конечно, это очень мало. Поэтому хорошим подспорьем здесь является мастерская «Радуга творчества». Занятия нацелены на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Тематика занятий подобрана по принципу: от простого – к более сложному и имеет направленность на формирование у детей УУД: анализа, планирования, организации и контроля трудовой деятельности. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям. Дети учатся оценивать свою работу, выбирать и сопоставлять варианты действий, отбирать наиболее рациональные пути решения задания, сравнивать полученный результат с планируемым ранее. Это способствует формированию у обучающихся способности к планированию, а это сказывается на качестве изделий, позволяет ребёнку познать радость труда. Результатом реализации программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков родителям, дошкольникам, ветеранам, оформления зала для проведения праздничных утренников. Лучшие работы отправляем на конкурсы разных уровней проведения. Надо видеть глаза детей, работы которых заняли призовые места! Радость и гордость переполняют их. Но здесь главное – чтобы каждый ребёнок смог принять участие в посильных ему мероприятиях, чтобы не было разочарований. В нашей работе это очень важно.
Формирование универсальных учебных действий продолжается и на кружках спортивно-оздоровительного направления. Игра и движение для ребёнка не только жизненная необходимость – это сама жизнь. Правильно подобранные и организованные игры решают целый комплекс оздоровительных и образовательных задач. Во время игры совершенствуются все психические процессы: представление, восприятие, память, мышление и воображение. С помощью игр ребёнок познаёт окружающий мир, знакомится с обычаями и традициями разных народов.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектно-исследовательский метод, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников. По данному принципу дети занимаются в кружках «Проектная деятельность» и «Юный исследователь». С первых минут занятия дети включаются в организацию своей деятельности, т.е. формируют регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наше занятие? Какие качества необходимо проявить, чтобы получилось такое занятие?). Далее дети с помощью учителя пробуют сами определить тему занятия.
Во время работы над проектом развиваются УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса);
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
-познавательные (наблюдение, поиск информации);
-коммуникативные (участие в диалоге, умение работать в группе).
Дети моего класса работали над проектами:
- «Не проходите мимо» (Создание своего рода экологической хроники. Дети замечают то, на что обычно не обращают внимание люди более старшего возраста. Они увлечённо рассматривают насекомых, травинки, цветы. Ребята попытались выявить экологическую ситуацию и предлагали пути решения проблемы);
-«Моё животное» (Этот проект посвящён изучению проблемы жизни домашних животных);
- «Птичья столовая» (Организация подкормки зимующих птиц на территории школы).
Умения, полученные на занятиях, стараюсь использовать и во внеклассной работе. Когда столкнулась с проблемой формирования школьного коллектива, предложила ребятам поработать над проектом «Школа моей мечты». Выполняя различные задания, дети выбирали слова, необходимые для «строительства» «Школы-мечты».
Каждый из детей положил свой кирпичик в «строительство школы». Мы вместе создали школу, в которой царят дружба и взаимопонимание, доброта и внимание, улыбка и мудрость, находчивость и вежливость. Проект начал работать. Ребята часто останавливаются у «стены школы», заново прочитывают, осмысливают и атмосфера в классе стала намного добрее.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования УУД.
В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – это источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию преодоления трудностей, постоянного желания учиться. Задача учителя – поддержать это желание.