Захарова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ КГО «Гимназия», г. Костомукша Каждому школьнику в процессе обучения приходилось хоть раз слышать такие фразы от учителей и родителей: «Не отвлекайся», «Будь внимателен», «Сосредоточься». Но что же представляет собой внимание и можно ли его развивать? Актуальность проблемы развития внимания младших школьников в учебном процессе на сегодняшний день является крайне высокой. В современном мире ребенка окружает большое количество раздражителей и факторов, которые отвлекают его от намеченной цели. Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. [3]. В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. [3] Произвольное внимание требует сознательного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной задачи. Такая деятельность вызывает трудности у младших школьников, но является необходимой для успешного освоения материала. Рассмотрим основные свойства внимания. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся: · устойчивость, · концентрация, · распределение, · переключение, · отвлекаемость, · объем внимания. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сосредоточиваться на одном и том же объекте, предмете деятельности. Она сохраняется в активной практической деятельности с предметами, в умственной деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Слабая нервная система, болезнь, усталость, отсутствие интереса, наличие отвлекающих моментов ослабляют устойчивость внимания. Концентрация внимания — степень его сосредоточенности на объекте. Сосредоточение — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Человек может быть сосредоточенным, увлекшись интересным делом, чтением книги, и не замечать посторонние шумы, передвижения ит. д. Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Перевод внимания с одного объекта на другой может быть как непроизвольным, так и произвольным. Если переключаемость имеет непроизвольный характер, то это свидетельствует о неустойчивости внимания и стремлении организма к отдыху. С переключаемостью внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания. Переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств. Распределение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Объем внимания — количество информации, объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать. [4] Большую роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играют родители и педагоги. Главная задача работы взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в развитии внимания. При этом можно использовать как традиционные психолого-педагогические методы, так и инновационные. Современный урок дает учителю возможность постоянно поддерживать внимание учащихся на высоком уровне. Смена видов деятельности, использование дидактических игр, работа с электронными учебниками направлено на сохранение произвольного внимания учащихся, что, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала. Отдельно хочется отметить работу с электронными учебниками. При их создании учитывались все особенности психических процессов младших школьников. Задания составлены с учетом изменения объема внимания от класса к классу, они предполагают различные формы работ учащихся, а также направлены на развитие различных свойств внимания. [5] Комплекс заданий по развитию внимания младших школьников. Данный комплекс предназначен для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Организация занятий: специальные упражнения могут быть включены в учебный процесс, где, на уроках детям предлагаются занятия и игры, направленные на развитие основных свойств внимания. Также некоторые упражнения могут использоваться на переменах. Материал подбирался с учётом возрастных особенностей учащихся. 1. Упражнения на развитие слухового внимания. Упражнение 1. Инструкция ребенку: «Повторяй за мной!» • Ребенок повторяет за вами прямые и обратные слоги, которые вы четко произносите, меняя интонацию по следующей схеме: AT произносите с восклицательной интонацией, затем повтор ребенка, ТА произносите с вопросительной интонацией, затем повтор ребенка:
• Предложите ребенку повторить за вами цепочку слогов: ча — ща — ша чи — жи — щи чу — щу — шу чо — жо — шо па — та — ша бо — до — жо — ло фа — ка — са пу — лу — зу — ту го — щу — да су — во — жи — га ба — ду — ро за — шо — фу — га Упражнение 2. Инструкции ребенку: • «Подними руку, когда услышишь в конце слова звук [a]»: курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки. • «Определи и скажи, какое место звук [у] занимает в словах»: иду — зову — утро — укроп — несу — удочка — узкий — бегу. • «Назови слово, начинающееся на звук [у] (утро, умывальник, уши...), и составь с ним предложение». Упражнение 3. «Запомни и повтори»: Водовоз вез воду из-под водопровода. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. (Чистоговорки надо говорить быстро, четко и правильно! Объясните ребенку происхождение слова «чистоговорки».) Упражнение 4. «Повтори цепочку слогов»: ка-га-ха са-ма-на-ра ту-па-ку-ла-ву ам-ос-ут ор-ащ-ищ им-ит-ир Упражнение 5. «Послушай и назови лишний слог (слог, который не подходит к остальным слогам) ». Па-по-пу-бу Та-то-пы-ты Са-со-за-су Ша-жа-шо-шу Упражнение 6. «Назови, из каких последовательных звуков состоит слово». Море, сук, ложка, танец, ботинок, метро, базар, станки. Упражнение 7. «Внимательно послушай предложение, повтори его, напиши и проверь написанное». Вы произносите предложение, ребенок за вами повторяет его и записывает, медленно проговаривая по слогам. Записывать он может не только ручкой в тетради, но и палочкой в воздухе, пальцем на ладони и пр. Опустела роща. Природа оживает. Мама вяжет шарф. Малыши работают. Девочка читает. Мама заварила чай 2. Упражнение на развитие внимания и речи, навыков звуко-буквенного анализа. Упражнение 1. Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице) ». к-о-т = кот с-т-о-л = стол р-ы-б-а = рыба Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Ребенок должен отгадать его. А потом поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он теперь произносит слово по звукам, а вы отгадываете: «А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово». Упражнение 2. Инструкция ребенку: «Давай по очереди составлять предложения так, чтобы получился рассказ. Я начинаю: Стоял теплый солнечный сентябрь». Следующее предложение придумывает ребенок. Потом опять взрослый, а ребенок продолжает. Затем рассказ воспроизводится ребенком целиком. Количество предложений в рассказе должно постепенно увеличиваться: от трех до девяти. Главное, чтобы рассказ получился целостным и завершенным. Упражнение 3. Инструкция ребенку: «Посмотри на картинки. Назови только первый звук в словах, обозначающих предмет на картинке, соедини эти звуки и прочитаешь название месяца». Поставьте в ряд картинки, из первых звуков которых можно составить слово.
А теперь попробуй сам загадать так же какой-нибудь месяц. 3. Упражнения на развитие зрительного восприятия. Упражнение 1. «Какие буквы ты видишь? Покажи и обведи карандашом каждую из них».
Упражнение 2. «Добавь недостающую часть фигуры, чтобы получилась буква».
4. Упражнения на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Упражнение 1. «Посмотри внимательно, подумай и скажи, какая фигура потерялась?»
(В каждом ряду должны быть круг, треугольник, квадрат.) Упражнение 2. «Продолжи ряд».
Упражнение 3. Инструкция ребенку: «Расставь слова в соответствии с цифрами, т. е. напиши под каждой цифрой то слово, которое стоит в образце». Вы даете образец: 1 2 3 4 5 Муха Рыба Дождь День Мышь и бланк для работы ребенка: 3 2 4 1 5 2 5 3 1 4 Упражнение 4. Предложите ребенку левой рукой перелистывать страницы книги, рассматривая при этом картинки с целью потом рассказать о них, а правой рукой в это же время писать буквы или рисовать геометрические фигуры, раскрашивать, обводить. [1,2] Список использованной литературы: 1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн-Пресс, 2003. — 127 с. 2. Ишимова О.А. и др. Развитие речемыслительных способностей детей. Пособие для логопедов, педагогов доп.образования, воспитателей и родителей./Авт.:Ишимова О.А.,Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. – М.: Просвещение, 2009.- 111 с. (Серия «Портфель логопеда») 3. Маклаков А. Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов») 4. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. — 288 с.: ил. — (Профессиональное образование) 5. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности / А. С. Тупталова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (дата обращения: 28.12.2020)