Тряпицына Юлия Леонидовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №125», г. Череповец Актуальность проекта В наш не простой век, когда вопросы экологии, как ни когда значимы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Проведя диагностическую беседу, выявила, что у детей недостаточные знания о птицах и о том, как мы можем птицам помочь в зимний период. Проблема проекта: беседуя с детьми о птицах, у дошкольников возникли вопросы: «Почему некоторые птицы улетают зимой?», «Какие птицы остаются зимовать?», «Какая роль человека в жизни птиц зимой?», следовательно, возникла потребность в формировании у детей знаний о зимующих птицах, о роли птиц в жизни человека, и желания у детей заботиться о пернатых друзьях. Цель проекта: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц. Задачи проекта: - Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. - Расширить знания детей о внешнем виде птиц, об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. - Вызвать постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой. -Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи. - Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. - Приобщить к совместной деятельности родителей. Тип проекта: познавательный, групповой, краткосрочный. Участники проекта: педагог группы, дети 6-7лет, родители. Сроки реализации проекта: январь- февраль2021г. Методы и формы работы: - Наблюдение. - Дидактические игры. - НОД. - Наглядная информация для родителей. - Консультации. - Чтение художественных произведений. - Разучивание стихов. - Беседы. Ожидаемые результаты: у детей расширится кругозор о зимующих птицах. В группе пополнится предметно-развивающая среда. Дети и родители станут активнее принимать участие в акциях «Покормите птиц зимой». План мероприятий по реализации проекта I. Подготовительный этап: - Изучение литературы по данной теме. - Подготовка материала. -Составление плана работы. -Разработка содержания проекта. II. Основной этап Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. Содержание работы в процессе реализации проекта: 1. Игровая деятельность: Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей». Лото. Лабиринт Зимующие птицы. «Разрезные картинки» Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка». 2. Беседы на темы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». 3. Наблюдения: наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями. 4. Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, кормление птиц (ежедневное). 5. Чтение художественных произведений: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица», В. Звягина «Воробей», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Чепуров «Трудно птицам зимовать». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. 6. Художественно-эстетическое развитие: Рисование. Тема: «Синичка», «Снегирь на ветке» Лепка из пластилина. Тема: «Наши пернатые друзья». Аппликация. Коллективная аппликация Тема: «Посмотри, посмотри, прилетели снегири!» 7. Оформление детской книжной выставки. 8. Работа с родителями: изготовление кормушки, консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Как правильно кормить птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? III. Заключительный этап - Оформление результата проекта в виде презентации. - Организация и участие родителей выставке «Кормушка для птиц своими руками». - Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц». Продукт проектной деятельности: - Выставка кормушек. - Коллективная работа «Посмотри, посмотри, прилетели снегири!» -Выставка детских книг про птиц. Выводы: Вся работа над проектом была направлена на формирование представлений дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, воспитание гуманного отношения к животным, желания помогать зимой пернатым друзьям. Итак, у дошкольников сформированы обобщенные представления о зимующих птицах, а также расширены знания детей о внешнем виде птиц, об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Дети постоянно проявляют заботу о пернатых, которая выражается в создании и установлении кормушек, ежедневном кормлении птиц. Дошкольники сравнивают разных птиц, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Сформированы умения работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку; приобщены к совместной деятельности родители. Информационные ресурсы 1. Акимов Ю. А. Знакомство дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. — Издательство: ТЦ Сфера, 2008. 2.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкович. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006. 3.Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л.Г. Горькова. – М., 2007. 4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. — М., 2004. 5.Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1991. 6.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников / С.Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 7.Соломенникова О. А. Занятие по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада / О. А. Соломенникова. — Мозаика-Синтез, 2009. 8. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. — Издательство: ГНОМ и Д, 2003.