Пушмина Елена Алексеевна, учитель начальных классов, МКОУ Светлолобовская СОШ, с. Светлолобово Рефлексия важна и нужна! Она позволяет скорректировать работу педагога, избежать распространенных ошибок, а взаимодействие с обучающимися сделать более эффективным. 1. Проектировочная функция - моделирование, целеобразование. 2. Организаторская функция - организация продуктивной деятельности и взаимодействия. 3. Коммуникативная функция - общение педагога и воспитанника. 4. Смыслотворческая функция - формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности. 5. Мотивационная функция - определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. 6. Коррекционная функция - побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействи Формы рефлексивных приемов в зависимости от их временной направленности (по Ладенко И.С.): • Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. • Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. •Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности Типы рефлексии по критерию решаемых задач: - Кооперативная рефлексия. Рефлексивные упражнения данного типа обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. - Коммуникативная рефлексии. Выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризуется как специфическое качество познания человека человеком. - Личностная рефлексия. Методы и упражнения данной группы формируют способность и потребность в анализе собственных поступков субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности, апробирование и переосмысление личностных стереотипов - Интеллектуальная рефлексия. Данная группа упражнений направлена на решение проблем организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых и оригинальных задач. Технологии рефлексии Используя рефлексивную практику в педагогической деятельности, важно! определить – развитие какой сферы важнее всего диагностировать, для чего будет использоваться рефлексия на уроке, какую роль должны сыграть сама процедура проведения рефлексии и ее результаты. Сферы: - Эмоционально-чувственная (положительные, или отрицательные эмоции - радость, огорчение, чувство разочарования, успех) - Потребностная - пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию - Мотивационная - насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы. - Сфера интересов - какие интересы появились, на что они направлены, уровень интереса… - Сфера ценностных ориентаций - что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей… - Деятельностная сфера - какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности… - Гностическая сфера - что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал… - Сфера сознания - произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности… - Сфера умений - какие умения приобрел/не приобрел, как изменился уровень умений… Компоненты-этапы рефлексии 1. Фиксирование состояния развития. 2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития. 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Направления рефлексии 1. Рефлексия по поводу содержания – усвоение предметного материала 2. Рефлексия деятельности – способы, формы работы 3. Эмоциональная рефлексия – понравилось\не понравилось… 5. Приемы рефлексии (Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк) Эмоциональная рефлексия 1) "Комплимент": Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия сказать комплимент (отметить его работу, его роль, активность, кругозор, подготовленность, осведомленность в теме) другому ученику, участнику проекта, соседу по парте, учителю. Это позволяет создать ситуацию мини-успеха, закончить урок на позитивной ноте. 2) «Острова»: На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику предлагается отметить свое состояние в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия (можно использовать кнопки, клейкие стикеры). Например: «Мое состояние характеризуется удовлетворением, положительными эмоциями. Я расположу свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления." Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых. Рефлексия содержания 1) Прием "Телеграмма": После завершения занятия каждому ученику предлагается отправить телеграмму, подумав над вопросами: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Когда техника приема будет отработана, можно отправлять устные телеграммы или СМС. Адресат также может варьироваться - сосед по парте, другой ряд, учитель. Задание 1. Отправьте телеграмму учителю по вопросу "Петровские преобразования" по различным сферам - культура, экономика, армия... (Приложение) 2) Прием «Рефлексивная мишень»: Ученикам предлагается заполнить мишень, оценив свою работоспособность, усвоение материала, настроение и желание (мотивацию) работать. Мишень можно заготовить на ватмане и прикрепить на доске или просто нарисовать мелом, выделив отдельные сектора на свое усмотрение (сектор "работоспособность, активность на уроке", сектор "интерес", сектор "усвоил новый материал", сектор "настроение"). В традиционном варианте мы можем наблюдать только общие тенденции – большинство учащихся, в целом, хорошо оценили свою активность, настроение, содержание занятия и форму его проведения, им понравился урок и т.д. Попробуем подойти по-другому. Стикеры, которые раздаем учащимся, пронумеруем, предварительно записав каждый номер ученика. Теперь мы видим, что ребенок А работал на уроке с большим желанием, прекрасно понимал материал, чувствовал себя работоспособным, но настроение на уроке тем не менее было плохим. Такой способ проведения рефлексивных техник позволяет замечать гораздо больше изменений и эти наблюдения гораздо более ценные. 3) Прием «Фишбоун»: Позволяет проанализировать причины событий более глубоко, показать внутренние связи между разными частями проблемы, развивает умения учащихся анализировать, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче современной школы. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. (Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.) Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Пример: Фишбоун на уроке истории по проблеме "Феодальной раздробленности Руси». Список источников: Информационные ресурсы: Образовательный сайт «Фестиваль «Открытый урок»; Образовательный портал «Учебно-методический кабинет» /; Литература: 1. Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк. Рефлексивные техники, методы и приемы. «Народная асвета», 2009, №4 2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002; Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/410419-tehnologii-i-priemy-refleksii-v-pedagogichesk