МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ»
Азанова Ольга Александровна, воспитатель, МКДОУ «Детский сад №2 «Родничок», г. Шадринск Цель: jбогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве. Задачи: 1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность. 2. Показать методы и приёмы работы со сказкой. 3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать. Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка. Используемое оборудование: Компьютер и проектор Эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» (слова из китайской пословицы) План проведения: 1 Представление собственной системы работы и отдельных её элементов (теоретическая часть) 2 Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов (презентационная часть) 3 Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта (практическая часть) Ход проведения: Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о некоторых приемах работы со сказкой. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. Для того, чтобы ребенок сказку лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. Основные приемы работы со сказкой: 1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка? ", "Кто из героев больше всего понравился и почему? ", "Почему герой совершил те или иные поступки? ", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке? ". 2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги". 3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки. 4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять. 5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. 6. Игра– драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. Теперь я хотела бы перейти к практической части нашего мастер-класса. Для начала предлагаю вам объединиться в творческие группы: одна творческая группа – по одной сказке, вторая – по второй). колобок, аленький цветочек. (Садятся, каждая группа называет свою сказку). Игровая ситуация: «Приемы работы со сказкой». 1. Викторина «Знаете ли вы сказки» «Узнай сказку по её отрывку»: 1. Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал её кто-то. Кто, простившись с зелёной кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? 2. Красна девица грустна – Приближается весна. Ей на солнце тяжко – Слёзы льёт бедняжка. Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке: 1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» 2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» «Дополни имя» У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь. Кощей-, Мальчик - …, Елена -…, Василиса-…, Братец - …, Иван-…, Сестрица - …, Крошечка - …. Задание «Покажи свое отношение к герою» Для того, чтобы выяснить, кому из героев сказки вы сопереживаете в том или ином эпизоде, предлагаю карточки-символы: 1. синий - мне жалко, 2. жёлтый - хочу помочь, 3. белый - справедливо, 4. чёрный - несправедливо. 1-я группа: сказка «Волк и лиса»: выразите свое отношение к волку. 2-я группа: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: отношение к Аленушке 2 Задание «Сочини новое окончание сказки». Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение: 1. К сказке «Лиса и журавль» 2. К сказке «Три медведя» Задание «Отгадай настроение сказочных героев» Вам предлагаются схематические изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх) На столе выкладываются схематическое изображение эмоций. Участники по очереди берут карточку. Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д. Практикум «Этюд» Теперь я предлагаю вам этюд для выражения своих эмоций. Для этюда возьмем небольшой отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Я предлагаю проговорить фразу с различной интонацией (Грустно, весело) Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Релаксационная игра «Волшебный цветок добра» Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами • Откройте глаза. • Посмотрите по сторонам. • Пошлите друг другу добрые мысли. • Всего вам доброго! Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться.