Плохотникова Жанна Викторовна, методист, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», г. Старый Оскол Аннотация Актуальность работы по активизации и совершенствованию деятельности школьников по формированию правовой культуры, воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции будущих избирателей на сегодняшний день является одной из важных, поэтому для решения проблемы формирования правовой культуры у детей и подростков необходимо использовать разнообразные формы работы. Одной из современных форм работы в образовательной среде стала квиз-игра. Внедрение данной формы в процесс обучения значительно разнообразило методические средства и приемы педагогов, в том числе позволило включить новые формы работы на занятиях, сделать их интересными и запоминающимися. Подобная технология, в силу своей доступности и относительной несложности, игровой формы подачи может служить достаточно эффективным инструментом в организации работы по формированию ответственности и предупреждению различных правонарушений среди обучающихся. Методическая разработка квиз-игры «Моё право» содержит познавательный материал, а также задания для самопроверки, в виде игровых упражнений, которые могут использовать в своей работе педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, классные руководители. Цель: повышение уровня правовых знаний обучающихся Задачи: - информировать обучающихся об основных правовых аспектах современного общества; - создать условия для приобретения обучающимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности обучающихся, формирования правового самосознания; - воспитать у обучающихся уважительное отношение к правам и свободам личности. Участники: в игре принимают участие обучающиеся 13 - 15 лет. Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, бланки заданий, шариковые ручки. Краткое описание квиз-игры «Моё право» Квиз-игра состоит из 6 модулей, представленных в виде заданий на проверку правовых знаний. Ø Модуль 1 «Избирательная лингвистика». Ø Модуль 2 «Ребусы». Ø Модуль 3 «Выборы президента». Ø Модуль 4 «Права и обязанности». Ø Модуль 5 «Избирательный процесс». Ø Модуль 6 «Закончи предложение». На первом слайде расположены: - «Правила игры», содержащие инструкцию по прохождению квиз-игры; - все модули интерактивной игры. При нажатии на какой-либо из них, участники по гиперссылке попадают на задания выбранного модуля.. - на следующих слайдах основных модулей располагается кнопка , которая переносит на слайд с правильными ответами; - кнопка возвращает на первый слайд - главное меню игры. Ход квиз-игры «Моё право» Педагог: Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности. Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет новые знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом квиз-игра «Моё право». В игре сегодня участвуют самые грамотные и законопослушные участники. Давайте поприветствует наши команды. Проходит представление команд Педагог: Явижу, что команды готовы к игре и им натерпится сразиться в правовом бою, поэтому предлагаю начать игру. Внимание! Правила игры. Квиз-игра состоит из 6 модулей, представленных в виде заданий на проверку правовых знаний. Ø Модуль 1 «Избирательная лингвистика». Ø Модуль 2 «Ребусы». Ø Модуль 3 «Выборы президента». Ø Модуль 4 «Права и обязанности». Ø Модуль 5 «Избирательный процесс». Ø Модуль 6 «Закончи предложение». На первом слайде расположены: - «Правила игры», содержащие инструкцию по прохождению квиз-игры; - все модули интерактивной игры. При нажатии на какой-либо из них, участники по гиперссылке попадают на задания выбранного модуля.. - на следующих слайдах основных модулей располагается кнопка , которая переносит на слайд с правильными ответами; - кнопка возвращает на первый слайд - главное меню игры. Педагог: Итак, начнем игру. Внимание на экран. Перед вами главная страница квиз-игры.
Игра начинается с модуля 1 «Избирательная лингвистика». (Нажимает на модуль 1 «Избирательная лингвистика») Задание: Из предложенных букв составить слова на правовую тематику. За каждое верно составленное слово вы заработаете по одному баллу. Ответы записывайте в бланке ответов.
Педагог: Наши команды успешно начали игру, и мы переходим к следующему модулю «Ребусы». (Нажимает на модуль 2 «Ребусы») За каждый правильно разгаданный ребус вы заработаете по два балла. Ответы записывайте в бланке ответов.
Педагог: Надеюсь, вы смогли разгадать ребусы и заработать баллы в копилку команды. Мы переходим к 3 модулю «Выборы президента». (Нажимает на модуль 3 «Выборы президента») Задание:Перед вами фото президентов разных стран.Соотнесите Ф.И.О. президентов с фотографиями. За каждый верный ответ вы заработаете по 1 баллу.
Педагог: Половину игры вы уже прошли, надеюсь, что дальше вы также активно будете отвечать на вопросы. Модуль 4 «Права и обязанности». (Нажимает на модуль 4 «Права и обязанности») Задание: Определите какие из представленных на слайде прав и обязанностей ребенка верные.
Педагог: Наша игра продолжается, осталось всего два блока. Поэтому напрягитесь и постарайтесь точнее ответить на вопросы. Перед вами модуль 5 «Избирательный процесс» (Нажимает на модуль 5 «Избирательный процесс»)
Педагог: Ну и завершающий модуль 6 «Закончи предложение». (Нажимает на модуль 6 «Закончи предложение») Задание: Данный модуль содержит выдержки из различных статей. Ваша задача продолжить предложение. Участники решают задания 6 модуля Педагог: Дорогие друзья! Вы успешно завершили квиз-игру «Моё право». Прошу сдать ваши бланки ответов для подведения итогов квиз-игры. Подводятся итоги игры Педагог: Спасибо за игру и до новых встреч! Литература: Интернет источник /Правовая игра «Знаем ли мы закон»/ Режим доступа: https://infourok.ru/pravovaya-igra-znaem-li-mi-zakon-577510.html.