Конференции

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Логутенкова Олеся Владимировна,
учитель географии,
МБОУ «Средняя школа № 5»,
г. Рославль
Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
На VI съезде Всероссийского педагогического собрания В.В. Путин сказал: «Сегодня технологии обновляются с огромной скоростью, и для человека не только важны конкретные, узконаправленные умения и навыки, … но способность к постоянному развитию, овладению новой квалификацией. Необходимо развивать такие качества, как критичность мышления, умение находить информацию, анализировать её, работать с ней. Он [образовательный процесс] должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности».
Поэтому мне, как учителю географии, приходится по-новому перестраивать свою работу. Искать способы перехода от «школы объяснения» к «школе развития», от «ученика слушающего» к ученику «ищущему», от обучаемого к учащемуся.
В своей работе опираюсь на федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Актуальность:
Достижение целей, стоящих перед современным образованием по воспитанию конкурентоспособной личности ребенка невозможно без формирования компетентности всех участников образовательного процесса в области проектно-исследовательской деятельности. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Но вместе с тем наблюдается
- снижение поля творческой деятельности и познавательной активности учащихся.
- Пассивность школьников в обучении, низкий уровень самостоятельности.
- Падение интереса при 1-часовой нагрузке.
- Процент сдачи ЕГЭ и ОГЭ низкий.
- По факту наблюдается общее снижение авторитета предмета география. И это сказывается на отношении к предмету в школе.
- Например, поступая в СмолГУ на ЕГФ, ЕГЭ по географии не требуется.
- психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владение как письменной, так и устной формами научного стиля речи.
Но сегодня государство обратило внимание на сложившуюся ситуацию. И есть подвижки. Это и активизация деятельности Русского географического общества, и участие россиян в написании всероссийского географического диктанта.
Противоречия:
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа, состоит в том, что с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, жизненно важных решений, а с другой – наблюдается недостаточное развитие творческих способностей и исследовательских навыков школьников.
Проблема:
На основании выявленного противоречия сформулирована следующая проблема. Общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, не могло не сказаться на отношении подрастающего поколения к учебному предмету «география».
Поэтому целью моей работы является:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках географии и во внеурочное время.
Задачи:
- приобщить учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
- научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
- развивать творческие способности, проектные и исследовательские навыки учащихся, повышать социальный статус знаний.
- способствовать развитию в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
В основу моей методической системы положены идеи таких учёных как
Евгения Семеновна Полат (1937 – 2007) - доктор педагогических наук, профессор, автор исследований по методу проектов, педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода.
Станислав Тиофилович Шацкий (1878-1934)
Александр Ильич Савенков (1957) - доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ.
Считает, что под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее: умение видеть проблемы; умение использовать технику формулировки вопросов; умение формулировать исследовательские гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения эксперимента; умения делать выводы; умения и навыки работы с текстом; навык конспектирования; умения доказывать и защищать свои идеи.
Методическая система устроена так, что главным звеном являются учитель и ученик вместе.
Хочу поделиться своим опытом работы. Использую линию учебников издательства «Вентана-Граф».
Географию по федеральным государственным образовательным стандартам начинают изучать в 5 классе. И уже с 5 класса начинаю вводить элементы проектной деятельности и простые мини-проекты, которые предусмотрены в дневниках географа-следопыта.
Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в учебный процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как «Оболочки Земли», «Народы и страны», «Межотраслевые комплексы России», «Глобальные проблемы человечества». В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы, такие как поисковый, метод проектов, учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Именно такие уроки и внеурочная деятельность по географии и краеведению важны сейчас в школе. Потому что на них даже слабые ученики с удовольствием выступают и активно отстаивают свою точку зрения. Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы.
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Как обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом?
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
В своей педагогической деятельности использую типологию проектов Евгении Семеновны Полат (доктор педагогических наук, профессор) и выделяю следующие:
- творческие (макеты Земли, вулканов, островов)
- практико-ориентированные (построение флюгера, барометра, термометра, дождемера, эклиметра)
- комплексные (фотоколлажи, эмблемы природных зон, высотная поясность, кроссворды)
- исследовательские (исследование почвы, выращивание сталактита)
- социально-экономические (План школьного двора, графики прироста населения, использование природных богатств Антарктиды в будущем)
- физико – географические (Воображаемые путешествия)
- историко- географические (дневник путешествия, поселения людей в мировом океане,)
- игровые (топографическое лото)
- экологические (фотоколлаж «Экология нашего города»)
- краеведческие (Создание малого предприятия на Смоленщине, Демография Смоленской области, связь и уровень развития в Рославле, создание новой магистрали)
По данным анкетирования, 90% детей отметили, что над проектами им работать гораздо интереснее, чем пересказывать параграф или отвечать на вопросы, такая работа позволяет им лучше узнавать свой край, осваивать глубже темы по географии. Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах.
Я тоже стараюсь идти в ногу со временем и принимаю участие в конкурсах различного уровня, добиваясь результатов.
Считаю, что проектная деятельность - необходимый компонент системы современного образования, так как у учащихся формируются практические навыки, связывающие обучение с жизнью, развивается мышление и креативность, т.е. формируются универсальные учебные действия.
2021-02-28 11:01 Февраль 2021