ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Смольникова Елена Михайловна, воспитатель, МАДОУ «ЦРР– детский сад № 67» г. Пермь Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» в статье 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует лишь в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнёрских взаимоотношениях. На сегодняшний день в арсенале педагога существует немало современных эффективных методов и форм взаимодействия с семьей, выбор которых, содержание предлагаемого материала, ориентированы на конкретный родительский контингент, являются актуальными, своевременными, доступными, практико-ориентированными. Для того чтобы сделать родителей субъектами образовательного процесса нами была выстроена определенная система работы, которую раскрою на примере повышения родительской компетентности по проблеме «Детская игра» Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – Доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. Очень важно показать родителям важность игровой деятельности для ребенка дошкольного возраста, научить понимать игровые потребности собственных детей. Цели данной работы: 1. Установление единства требований и подходов к организации игровой деятельности со стороны ДОУ и семьи 2. Обогащение представлений родителей об организации игровой деятельности детей в домашних условиях 3. Воспитание потребности и развития интереса родителей к педагогической поддержке детской игры 4. Обогащение опыта игрового взаимодействия с ребенком Для реализации поставленных целей были определены несколько этапов работы с семьями воспитанников. I диагностический этап Задачи: 1.Выявить степень информированности детей родителей о роли в жизни ребенка 2.Изучить потребности родителей в образовательных услугах для определения перспектив содержания работы и выбора наиболее эффективных форм сотрудничества детского сада и семьи по данной проблеме 3.Установить доверительные и партнерские отношения с родителями На данном этапе были проведены социологические исследования, анкетирование, опросы. II Основной этап 1.Повысить уровень психолого-родительской просвещенности семей воспитанников по вопросу организации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи 1. Способствовать овладению родителями практическими умениями поддержки игр ребенка в семье 2. Содействовать овладению родителей воспитанников умениями создавать благоприятные условия для организации игры ребенка дома 3. Продолжать оказывать содействие активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада В ходе реализации задач использовались как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислю некоторые из них: 1. «Устный журнал» В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы развития ребенка. Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей. Отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их жизненный опыт. Тема «Устного журнала» была – «Какие игрушки нужны нашим малышам». На мероприятии родителям была показана важность игровой деятельности для детей, их учили правильно осуществлять подбор игр и игрушек, с учетом возраста ребенка 4-5 лет. Мероприятие проводилось с использованием ИКТ-технологий. В ходе работы родителям были предложены ссылки на сайты, которыми они могут воспользоваться в дальнейшем, для самопросвещения и выбора нужных игр и игрушек. 2. Оформление познавательной информации в виде красочных брошюр. Где вниманию родителей был представлен примерный перечень игр и игрушек для дома, соответствующий возрасту детей и их интересам. 3. Организация мастер-классов по изготовлению игрушек-самоделок. В определенные дни (по договоренности) в группу приходили родители воспитанников для совместного с детьми изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр в «Дочки-матери», «Детский сад» (продукты из соленого теста, баранки из поролона, сахар из пенопласта), для строительных игр (фонтаны, клумбы, фонари) 4. Участие родителей в «Ярмарке игр» В течение месяца по средам во вторую половину дня родители приходили в группы и играли с детьми в разные виды игр: спортивные, настольно-печатные, хороводные, театрализованные… Это дает детям возможность не только удовлетворить свою потребность в игре, но и видеть мам и пап своих сверстников в другой роли. В роли игрового партнера и активного участника игр 5. Организация работы библиотеки игр На базе группы была создана библиотека развивающих, настольных игр, фонд которой пополнялся за счет домашних игр воспитанников. Ребенок, принесший в библиотеку игру, презентует её товарищам, и любой воспитанник группы может взять понравившуюся игру домой на конкретно установленный срок. Познакомиться с вариантами этой игры в семье. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. В итоге мы сможем увидеть. Что если библиотека игр будет обновляться. То значит, традиции совместных домашних игр прививаются в семьях наших воспитанников. 6. Проведение конкурса между семьями воспитанников на организацию лучшего игрового уголка «Моя игрушечная страна» Согласно критериям оценки, которые были обозначены в положении о конкурсе, родители воспитанников разработали проекты игровых уголков. Вниманию жюри были предложены варианты оформления игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, на которых представлены фотографии детских домашних уголков, детей в игре, рассказы об игровом уголке. Победители были награждены грамотами и ценными подарками. III Итоговый этап Задачи: 1. активизировать родителей к рефлексии результатов взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения по проблеме детской игры 2. обеспечить трансляцию опыта семейного воспитания по теме «Развитие игровой деятельности в условиях дома» 3. определить перспективы дальнейшего сотрудничества с семьей по вопросу организации игровой деятельности дошкольников Наиболее удачными нам показались такие формы как, родительские гостиные, круглые столы, дискуссии. Они позволяют достичь психологического контакта между родителями и педагогами, обеспечить активное усвоение, осмысление информации. Проведение родительского собрания в форме круглого стола. Собрание готовится заранее, за 5 дней в приемной размещается объявление. Тему собрания целесообразно формулировать проблемно. Вот и наше собрание называлось «Растем, играя или какие игрушки нужны детям?». Разработанные и апробированные формы работы с родителями, на наш взгляд, являются эффективными, отражают потребности современного родителя, способны в доступной форме донести теоретический и практический материал.