ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ «МИР ЖИВОЙ И УДИВИТЕЛЬНЫЙ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Туран Кирилл Леонидович, социальный педагог, ГБУ СОН РО “СРЦ Куйбышевского района” с. Куйбышево В наши дни экологическая проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели природные угодья, засоряются воздух, вода, земля. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Воспитательное значение родной природы трудно переоценить, это могущественный источник, из которого ребёнок черпает знания и впечатления. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит лучшие чувства. Поэтому каждое занятие кружка – маленький шаг к экологической культуре, капля в том мире жизненного опыта, который формирует личность. Человек, понимающий живой организм, даже если это рыба или лягушка, никогда не причинит зла другим. Образовательная программа «Мир живой и удивительный» носит эколого-биологическую направленность. Суть её в формировании системного подхода в восприятии мира, представлении взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание необходимости изменения мировоззрения относительно концепции природосбережения, формирования качеств личности, способных послужить фундаментом ответственности за свои поступки в рамках дистанционного обучения. При реализации данной программы происходит формирование полноценной личности человека и гражданина, способного оценить последствия действия социума и отдельно взятого индивида на состояние окружающей среды, а также развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через понимание эстетики природы и экологических проблем, стоящих перед обществом. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку осуществлять уход за животными и растениями, формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений. Каждый обучающийся на практике сможет реализовать свои творческие способности в интересной для него форме. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 8-12 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группе 6-8 человек. Программа не предполагает деления по половому признаку. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения – 93 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия 40 минут, на практику отводится 2 часа в неделю (если это целесообразно в условиях тяжелой эпидемиологической ситуации), перерыв между практическими занятиями 10 минут. Теоретические занятия проводятся в среду, практические в субботу. Работа в январе и мае предусматривает 3 рабочих недели. Подготовка и проведение итогового занятия предусматривается в августе месяце, согласно режиму работы отделения социальной реабилитации; дни проведения: вторник, четверг. В дистанционном режиме практические занятия включают в себя фильмы о живой природе, поведении животных, состоянии экологии планеты, и т.д. К концу обучения дети овладевают знаниями, умениями и навыками о: ¾ Названиях и биологии обитателей живого уголка, аквариума, 5-6 видов комнатных растений, 8-10 названий животных местности; ¾ Условиях, необходимых для содержания обитателей живого уголка, а также оптимальных условиях для выращивания комнатных растений; ¾ Способах ухода за растениями и животными в живом уголке; ¾ Подготовке рассказов об обитателях живого уголка; ¾ Изготовлении поделок из природного материала; ¾ Проявлении живого интереса к природе. Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов в условиях дистанционного обучения: ¾ В дневниках наблюдения; ¾ По качеству рисунков, аппликаций, поделок, по количеству выращенных растений; ¾ По результатам участия ребят в дистанционных выставках, конкурсах, праздниках; ¾ Тестирование и анкетирование учащихся с использованием Google-форм; ¾ Анализ творческих работ; ¾ Фотоработы; ¾ Презентации. Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и в конце учебного года, а также по прохождении тем (модулей) программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять свой кругозор. В систему определения результативности в условиях дистанционного обучения входят опрос-беседа, тестирование, контроль творческих работ по всем темам программы, на последних практических занятиях тем, составление списка интересных тем для дальнейшего изучения, написание мини-сочинения по пройденным темам с использованием онлайн-платформы Zoom, Google-форм, а также рекомендаций по прочтению специальной литературы, чтения новостей. С целью развития мышления, наблюдательности обучающихся, в структуру мероприятий можно включать интеллектуальные игры, имеющие вид интерактивного кроссворда, загадок, а также задания творческого характера, представляющие собой использование различных видов декоративно-прикладного искусства. Развитию экологической культуры способствуют разработка и создание знаков с отражением экологической тематики, гербаризация, составление памяток. Для развития эмоциональной сферы учащихся в план занятий включено дистанционное чтение литературных произведений и прослушивание музыки, разучивание стихов. Диагностическое исследование уровня знаний об окружающем мире с целью анализа эффективности проводимых мероприятий в рамках программы дополнительного образования «Мир живой и удивительный» проводилось в начале и в конце каждого модуля программы. Основной формой отслеживания уровня знаний в рамках модуля является фронтальный и индивидуальный опрос. На основании результатов, синтезируемых в процессе реализации программы, можно сделать вывод о том, как воспитанники, посещавшие занятия в секции «Мир живой и удивительный», повысили свой уровень знаний об окружающем мире, а также об эффективности работы кружка и разработанных в программе мероприятий. Использованная литература: 1. Минаева В. М. Внеклассная природоведческая работа как средство воспитания бережного отношения к природе у младших школьников: Автореф....канд. пед. наук. – Минск, 1982. – 20 с. 2. Хусаинов З. А. Этнопедагогические основы экологической культуры. Монография. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2014. – 279 c.