ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ ДОО КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Ветошкина Елена Леонидовна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад №72» город Сыктывкар Повышение профессиональной компетентности предполагает создание положительной атмосферы в коллективе педагогов, активное участие каждого педагога дошкольного учреждения в методических мероприятиях, в выборе направлений, целей и задач развития учреждения, готовность взять на себя ответственность за принятое решение на педагогических советах. Однако не все педагоги вначале готовы к открытому диалогу, испытывают определенные психологические трудности: дискомфорт при необходимости выступать перед коллегами, предпочтение предложенных другими решений в ущерб собственному видению проблемы. С целью повышения уровня самооценки педагогов, их раскрепощения и создания позитивной атмосферы в коллективе целесообразно использовать специально отобранные психологические упражнения, главной целью которых являются создание доверия, открытости, раскрепощения и эмоциональной свободы, сплоченности группы, развитие у педагогов ощущения своей принадлежности к коллективу. Кроме того, эти упражнения способствуют принятию самим коллективом каждого педагога, осознанию ценности каждой конкретной личности для всей группы участников заседания. Часть представленных упражнений была разработана в ходе реализации модели повышения профессиональной компетентности в нашем Учреждении, остальные имеют указания на своего автора после названия. Все упражнения для удобства разделены на две большие группы: - упражнения, направленные на диагностику и коррекцию взаимоотношений в коллективе, профессионально-личностных качеств педагогов; - упражнения, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы, сплоченности коллектива педагогов; снижение усталости, напряжения и дискомфорта. Упражнения, направленные на диагностикуикоррекцию взаимоотношений внутриколлектива, профессионально-личностныхкачеств педагогов: Упражнение «Узелок» Цели: диагностика самопрезентации и уровня притязаний каждого педагога; оценка его активности в решении коллективных задач, выполнении поставленной задачи в измененных условиях; выявление скрытых и явных лидеров коллектива. Ведущая. Для выполнения этого упражнения потребуется длинная веревка. Здесь - середина веревки. Предлагаю встать и взяться с обеих сторон от узелка тем педагогам, кто чувствует в себе желание активно участвовать в предстоящем задании. А теперь предлагаю встать и взяться за концы веревки тем педагогам, кто предпочитает спокойное созерцание работы своих коллег. Теперь все остальные должны распределиться по длине веревки, взяв ее в руки в том месте, которое соответствует их участию в данном упражнении: ближе к середине - более активные, ближе к концам — менее активные. Все на своих местах? Сейчас я на ваших глазах разрежу веревку прямо посередине и свяжу два ее бывших конца — теперь здесь ее середина. Ваше задание: не отпуская и не перемещая по веревке руки, завязать рядом с получившимся узлом такой же узелок. Упражнение «Степень включенности в группу» (Клаус В. Фопель, модификация) Цель: диагностика и обращение внимания коллектива на проблему включенности педагогов в совместную деятельность и создание предпосылки для интеграции пассивных участников. Ведущая. Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каждый из нас чувствует себя в данный момент включенным в группу. Для меня это очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то степени посторонним. Вам нужно будет встать и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в трупу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, - у противоположной стены. Все остальные должны распределиться на линии, сочиняющей двух крайних участников, — в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место. Теперь оглянитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа. Я хочу, чтобы каждый коротко рассказал о том, что побудило его встать именно на это место и как он относится к решению своих коллег. В какой мере результат упражнения оказался неожиданным для вас? Упражнение «Взлеты и падения» (Клаус В. Фопель, модификация) Ведущая. Я хочу сегодня вместе с вами исследовать историю развития нашего коллектива. Если мы все вместе лучше поймем прошлое группы, то сможем яснее увидеть, на чем стоит делать упор в будущем. Возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем линию, которая символически будет представлять ваше самочувствие вовремя пребывая в коллективе с самого начала и до сегодняшнего дня. Проведите эту линию так, чтобы были ясно видны пережитые вам «взлеты» и «падения», и пометьте ключевыми словами наиболее важные для вас ситуации. У вас есть на это 10 минут. На линии вашего самочувствия отметьте еще три момента: когда вы были наиболее счастливы в этом коллективе; ситуацию, которая была вам наиболее неприятна; и промежуточную ситуацию, в которой вы чувствовали себя спокойно и комфортно. Можете некоторое время походить по аудитории, посмотреть на листки своих коллег и перекинуться с ними парой слов. Вопросы для обсуждения. - Есть ли события, которые ощущаются одинаково позитивно или одинаково негативно всеми (или почти всеми) педагогами? - Обнаружилась ли какая-то тенденция в развитии коллектива? - Как каждый из нас видит будущее коллектива? - Какие выводы нам стоит сделать из этого упражнения? Упражнение «Выбор руководителя» (Клаус В. Фопель, модификация) Цели: диагностика уровня притязаний каждого педагога, выявление скрытых и явных лидеров коллектива; развитие адекватной самооценки. Ведущая. Я хочу предложить вам разобраться в том, кого вы, не включая реальных членов администрации, готовы принять в качестве руководителя нашего коллектива. Каждый из вас получит три одинаковые карточки. У вас будет 20 минут на выполнение задания. Задание состоит в следующем: свободно перемещаясь по залу, вам надо будет отдать свои карточки тем членам коллектива, которых вы охотно приняли бы в качестве руководителя (всего коллектива, малой группы и т. д. — это решать вам). При этом вы сами решаете, сколько карточек вы даете тому или иному кандидату. Разумеется, вы можете выдвинуть в качестве кандидата и самого себя и предложить другим подкрепить ваши полномочия своими карточками. По итогам игры руководителем станет тот, у кого окажется наибольшее количество карточек. Упражнения, направленные на созданиеблагоприятной психологической атмосферы,сплоченности коллектива педагогов, снижениеусталости, напряжения и дискомфорта Упражнение «Здравствуйте!» Цели: создание положительной психологической атмосферы, раскрепощение, снятие напряжения, беспокойства. Ведущая. Вы будете произвольно двигаться по залу в разных направлениях, спокойно. Но как только вы услышите сигнал свистка, вы должны сразу же найти себе пару и, прикоснувшись к своей паре той частью тела, которую я назову, сказать, как можно приветливее «Здравствуйте!», или «Привет!», или «Добрый день!» Главное правило - одного и того же человека выбирать нельзя! Не пугайтесь - сложных частей тела называть не буду. Итак, если вопросов нет — пошли! - Рука; - Колено; - Плечо; - Ухо; - Спина; - Локоть; - Ладонь. Упражнение «Поплавок» Цели: снятие напряжения и усталости; обучение педагогов методам самовосстановления, профилактика стрессов. Ведущая. Сядьте удобно, расслабьтесь. Представьте, что вы - поплавок в океане. Нет цели, компаса, руля, весел. Вы просто плывете по волнам... (Пауза). Почувствуйте, как волнанакрывает вас, но вы же поплавок! И вот вы опять на плаву. И так будет всегда... (Пауза.) Это упражнение помогает также почувствовать свободу, возможность управлять собой, понять: что бы ни произошло, я могу оставаться на плаву. Я этого достоин! Упражнение «Картина» Цели: содействие сплоченности внутри коллектива; развитие у каждого педагога чувства причастности к коллективу; снятие напряжения и усталости. Ведущая. Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст (пантомима) инарисую на нем что-то, потом передам его... (называется имя и отчество педагога, сидящего справа от ведущего). Он нарисует на нем то, что ему хочется, и скажет нам, что он нарисовал. Затем передаст картину дальше по кругу. («Картина» проходит по кругу и возвращается к ведущему) Ядержу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я, и.., которое нарисовали вы,... (обращение по имени и отчеству к сидящему от ведущей справа). Далее проговаривает все «штрихи», которые «нарисовал» каждый педагог, обращаясь к нему и называя его по имени и отчеству. Упражнение «А напоследок я скажу...» Цели: создание положительного эмоционального фона; снятие напряжения по итогам активной деятельности. Ведущая. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу. Пусть каждый участник скажет сегодня кому-то «спасибо». Я хочу, чтобы это слово сказали все, и чтобы никто не остался без благодарности коллеги. Ведь мы все вместе плывем на одном корабле. И на мой взгляд (я искренне надеюсь, что ко мне присоединится большинство из вас), это плавание - прекрасно! Тем более в такой замечательной команде, как наша!