ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Дедова Наталья Николаевна, учитель математики, МКОУ «Гремяченская ООШ» Воронежская область, Васильев Александр Леонидович, учитель технологии, МБОУ «СОШ № 24 им. В.Г. Столля» г. Воронеж, Власова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Спеховская СОШ» Тверская область, Витковская Алёна Игоревна, учитель физики Учитель МБОУ «Спеховская СОШ» Тверская область В динамичном, быстро развивающемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Если раньше важнейшей задачей являлось формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности и воспитание личности, владеющих основами наук, то в современных условиях делается акцент на воспитание личности активной и творческой, готовой участвовать в решении глобальных проблем всего человечества. В современном мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. [1] Если вести систематическую целенаправленную работу по организации педагогической поддержки одаренных детей, включающую диагностику одаренности, развитие самопознания учащихся, познавательных процессов, творческого мышления, то это создаст эффективные условия для развития одаренности школьников. Безусловно, в школе существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения. Это и усиление подготовки учащихся школы к районным олимпиадам, и привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей, и проблемы более эффективной и ранней диагностики детской одаренности психологической службой школы, и изыскание возможностей для открытия дополнительных кружков и спортивных секций. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Эффективное развитие одаренных детей возможно, если подобрать и систематизировать доступный для учащихся материал развивающего характера. Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Литература: Блонский П.П. Изб. пед. и псих. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979.