РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИКТ
Кулага Татьяна Анатольевна, Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ с.Курумоч СП «Детский сад «Белочка» Самарская область, Волжский район, с. Курумоч Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Перед музыкальным руководителем стоит задача - сделать музыкальную деятельность в детским саду интересной, насыщенной и занимательной, с элементами необычного, удивительного, что вызовет интерес у детей к музыке. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий в образование стало очень актуальным. Использование информационных технологий в музыкальном развитии старших дошкольников позволяет решать ряд задач: ü Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. ü Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. ü Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. Информационные технологии применяются во всех видах деятельности дошкольников: ü непосредственной образовательной деятельности; ü при индивидуальной работе с детьми; ü на праздниках и развлечениях; ü в повседневной жизни и самостоятельной деятельности. На музыкальных занятиях развивая у воспитанников навыки слушания использую мультимедийные презентации. Интересно и ярко проходит знакомство с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера с демонстрацией видеороликов. В доминирующем виде деятельности «Пении» также использую ИКТ. Для понимания смысла слов, выразительного пения использую картотеку электронных иллюстраций, картинок. Работая над качеством исполнения песен, использую видеоролики с участием детей. На занятиях с доминирующей музыкально- ритмической деятельностью очень важно применение ИКТ. Просмотр специально созданных видеороликов помогает дошкольникам более четко исполнять движения. Существует специально разработанные комплексы пособий с CD- дисками: Е.Кутузова, С.Коваленко,И. Шарифиллина «Ку- ко- ша», А.Буренина «Ритмическа мозайка», Г.Федорова «Танцы для мальчиков», и т.д. Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями:«Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др. Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций: «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Угадай кого встретил колобок?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» ит.д. При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях. Первое -это анимационный фон: слайды и видеоролики для создания праздничной атмосферы. Другое направление -это, когда видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Например, дети путешествуют по странам или станциям в течение утренника и выполняют определенные задания. Очень часто на праздниках и досугах к детям с экрана обращаются мульт-герои. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность в работе музыкального руководителя существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.