Клементьева Анастасия Михайловна, учитель начальных классов, Михеева Наталья Владимировна, директор, МАОУ СОШ № 22, г. Северодвинск В современной образовательной практике выявление и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики, но в теоретическом плане в науке отсутствует четкая и единая трактовка понятия одаренности. Проблема «выдающихся» людей существовала в науке многие века, но само понятие «одаренный» появилось сравнительно недавно. Раньше высокие проявления способностей определялись термином «талант», наиболее яркие и необычные качества заслуживали определения «гений». Одарённость это уровень развития способностей человека, связанных с его развитием. Это понятие одарённости впервые было сформулировано в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном. Б. М. Теплов определял одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определёнными знаниями, умениями и навыками. Одарённость может быть специальной (к одному виду деятельности) и общей (к разным видам деятельности). В большинстве случаев общая одарённость сочетается со специальной. Например: многие композиторы прошлого обладали способностями к рисованию, сочинению стихов и т.д. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Слово одаренность происходит от слова дар. Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей: яркое воображение, способность к нестандартному восприятию, интуиция, любознательность, оригинальность, конкретность мышления. Различают одарённость в практической деятельности, в познавательной деятельности, в художественно – эстетической деятельности; в коммуникативной деятельности; в духовно-ценностной деятельности. Определение одаренности ребенка сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка. Очень важно как можно раньше распознать одарённость. Каждый ребёнок развивается по особенному индивидуальному пути. Порой складывается так, что малыш готов раньше шагнуть в школьную жизнь. В практике нашей школы есть несколько таких детей. Подробнее хочется рассказать об одном ребёнке. Девочка 2 раза в неделю ходила на развивающие занятия по логике, математике и развитию речи, ещё будучи в старшей группе детского сада. Педагоги не занимались обучением чтению и письму. Детей учили правильно держать карандаш, выполнять несложные задания на листе бумаги формата А4, составлять рассказы по сериям сюжетных картинок. С малышами на занятиях в качестве волонтёров работали дети начальной школы. Старшие помогали малышам выполнять задания, играли в развивающие игры под руководством педагогов. Незаметно для родителей девочка научилась читать и извлекать информацию об интересующих её вещах из книг, интернета. Встал вопрос о возможности её обучения в школе, так как лишний год в детском саду лишь потому что «так надо» мог только навредить. 27 июля девочке исполнилось 6 лет и ребёнок с разрешения Управления образования по просьбе родителей и согласования с учителем был принят в 1 класс общеобразовательной школы с сохранением за ней места в детском саду. Мы заранее обговаривали с родителями вероятность возвращения в детский сад. На тот момент никто не знал как на физиологическом уровне ребёнок справится с учебной нагрузкой. За 4 года обучения проблем со здоровьем и учёбой не возникло. Ребёнок успешно осваивает программу начальной школы, увлечённо решает дистанционные олимпиады различного уровня. Её интересует математика и сложные задачи. Так как наша школа работает по обычным общеобразовательным программам, а ребёнку требуется более серьёзное, углублённое погружение в материал, то в 5 класс девочка уйдёт в лицей, где на протяжении учебного года посещала подготовительные курсы и справлялась с программой специализированной школы. С подобными детьми работать не так и просто. Им постоянно требуется «пища для ума». Такие дети любопытны — чем более ярко одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности. Они сверхчувствительны к проблемам — способны видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, обладают оригинальностью мышления — способностью выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Это проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Учитывая все особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком. Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет индивидуальный образовательный маршрут, а это дополнительное образование (кружки, секции, клубы).