Конференции

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДШИ

Варнавская Елена Геннадьевна,
преподаватель,
МАУ ДО ДШИ,
г. Кяхта
Введение.
Современный человек, уверенный в себе, способный ориентироваться в быстром течении информационного мира, с гибким и нестандартным мышлением, который верит в себя и свои мечты, будет смело двигаться по жизни. Творческие способности и креативность мышления – этот багаж должен иметь ребенок для адаптации в окружающем мире.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед педагогом изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.
Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства путём использования разнообразных форм, методов и приёмов.
2. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в ДШИ
2.1. Характеристика творческих способностей детей.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. В творческом развитии проявляется общее и особенное, индивидуальное. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства. Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.
3.Методика развития творческих способностей учащихся
3.1. Организация развития творческих способностей детей
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности или найти новый вариант. Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
·           овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства;
·           развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
3.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Урок – прогулка/путешествие. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урок - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
Формы обучения:
·           обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
·           проведение уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
·           активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;
дифференцированный подход;
При проведении уроков изобразительного искусства в средних и старших классах ДШИ необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:
·           От знаний к творчеству – основной метод обучения.
·           Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
·           Обеспечение последовательности творческого процесса.
·           Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
·           Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
·           Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
·           Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
·           Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
·           Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
·           Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
·           Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
·           Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.
Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату.
3.3. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей учащихся.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:
·           способствует снятию детских страхов;
·           развивает уверенность в своих силах;
·           развивает пространственное мышление;
·           учит детей свободно выражать свой замысел;
·           побуждает детей к творческим поискам и решениям;
·           учит детей работать с разнообразным материалом;
·           развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия;
·           чувство фактурности и объёмности;
·           развивает мелкую моторику рук;
·           развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
·           во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:
·           сформировать у детей технические навыки рисования.
·           познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
·           научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
·           развивать воображение и творческие способности детей.
·           обогащать и расширять художественный опыт детей.
·           побуждать ребенка экспериментировать.
·           поощрять и поддерживать творческие находки.
·           развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
·           воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
·           способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.
Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, лепка, витраж, аппликация, лепка, аэрография, граттаж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности педагога, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.
Применяем разные художественные материалы: тушь, гелиевую ручку, гуашь, фломастеры, маркеры, пастель, цветные карандаши, пластилин. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей.
Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал и техника должны помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи: кляксография, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, точечный рисунок, набрызг, монотипия, коллаж и др.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Дети, раскрывая свои уникальные способности проявляют радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Для успешного развития творческих способностей учащихся нужно:
·           развивать способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;
·           применять приемы осознанного решения различных творческих задач;
·           направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
·           изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
·           декоративная;
·           восприятие явлений действительности и произведений искусства;
·           обсуждение работ, особенно конкурсных (дети работают полностью самостоятельно), результатов индивидуальной работы на уроках;
·           изучение художественного наследия.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьных выставках, для средних и старших классов - Отчетная выставка отделения, персональные выставки учеников, для младших – классные выставки, к 1 июня - Дню защиты детей.
Организация выставок, участие в различных конкурсах, дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Результаты моей деятельности: 1) Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации, о чем свидетельствует их активное и результативное участие в творческих конкурсах, теоретических, исследовательских работах.
2) Процент успеваемости во всех классах -100%, высокий процент качества знаний.
Заключение.
Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в "умении рисовать", но важнее - правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а следовательно, и творческие способности.
Считаю опыт своей работы «Развитие художественного творчества и индивидуальности посредством разнообразия форм, методов и приёмов на уроках изобразительного искусства» перспективным, так как он позволяет обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.
Список использованной литературы:
1.         Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
2.          Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
3.         Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6.
4.         Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7.
5.         Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.
6.         Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8
7.         Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
8.         Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
9.         Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
10.      Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.

2021-03-31 10:58 Март 2021