Конференции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДАР: ДУМАЙ, АНАЛИЗИРУЙ, РАССУЖДАЙ»

Гудкова Снежана Николаевна,
Коршунова Татьяна Александровна,
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №7,
г. Чайковский Пермского края
Введение
Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно ориентироваться на обеспечение самоопределения личности. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания. Внеурочная деятельность является отличной базой для организации деятельности учащихся, обеспечивающей достижение личностных и метапредметных планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО.
Одна из задач современной школы – научить детей ориентироваться в мире информации, применять полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Актуальность данной программы обуславливается тем, что выдвигается в качестве приоритетной цели – формирование информационной грамотности, в том числе и развитие навыков смыслового чтения (особенно в контексте идеи «образование в течение всей жизни»). Традиционно работа по формированию навыков смыслового чтения велась на сплошных текстах. Мы предлагаем строить обучение не только на сплошных, но и на несплошных текстах. По сравнению со сплошными текстами несплошные легче воспринимаются младшими школьниками, так как не пугают детей объёмом и выглядят привлекательнее. Кроме того, несплошные тексты позволяют логично встроить в курс все метапредметные модули: «Смысловое чтение» – «Аргументация» – «Моделирование» – «Публичное выступление» (название модулей мы берём в соответствии с терминологией В.Р. Имакаева). А метапредметный модуль «Сотрудничество (совместная деятельность) » становится сквозным и проходит красной нитью через весь курс, что позволяет реализовать технология развития критического мышления (ТРКМ). В этом заключается новизна программы «ДАР: Думай, Анализируй, Рассуждай». ТРКМ органично связывает все метапредметные модули для обучающегося в целостную картину, так как развивает интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему учиться самостоятельно.
Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями обучающихся, их разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью. Коллективом нашей школы ранее был разработан метапредметный курс «ШИК: Школа Информационной Культуры» для обучающихся 4 класса. Успех данного курса и отзывы участников подтолкнули к разработке программы курса внеурочной деятельности «ДАР: Думай, Анализируй, Рассуждай» для обучающихся 3 класса. В 2020/2021 учебном году идёт апробация данной программы и редактируется пакет сопроводительных материалов. Планируется подготовка программы и пакета материалов метапредметного курса для обучающихся 1-2 классов. Кроме того, в начальной школе традиционно проводятся проектные задачи на параллелях 1, 2, 3 и 4 классов. Тематика и содержание этих проектных задач логично дополняют метапредметный курс.
На наш взгляд, внеурочная деятельность должна быть тесно связана с урочной деятельностью, поэтому проводят занятия курса учителя начальных классов, работающие с данными классами. Умения и способы деятельности, освоенные на занятиях курса, вписываются в общую культуру работы класса на уроках, что способствует осмысленному обучению, повышает познавательную активность обучающихся.
Реализация программы данного курса возможна в практике других учителей начальных классов, так как не содержит привязки к какой-либо образовательной системе.
Пояснительная записка
Программа курса «ДАР: Думай, Анализируй, Рассуждай» реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения и рассчитана на детей 8-10 лет. Программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология» и подходит для любой образовательной системы.
Основными целями изучения курса являются:
1.         Формирование информационной грамотности.
2.         Развитие интеллектуальных умений обучающихся.
3.         Развитие критичности, вариативности и оригинальности мышления, умения выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Особенностью курса «ДАР: Думай, Анализируй, Рассуждай» является модульное построение. В курсе выделены последовательные модули: «Смысловое чтение» – «Аргументация» – «Моделирование» – «Публичное выступление». Деятельностный характер обучения предполагает активность участников, поэтому структура каждого модуля соответствует алгоритму технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Основные формы работы – комбинированные занятия, которые выстраиваются в соответствии с тремя фазами ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия.
Учебно-тематический план

Наименование тем

Количество часов

1.

Стартовая диагностическая работа

1

2.

Модуль 1 «Смысловое чтение»

7

3.

Модуль 2 «Аргументация»

7

4.

Модуль 3 «Моделирование»

7

5.

Модуль 4 «Публичное выступление»

7

6.

Итоговая диагностическая работа

1

7.

Презентация «Наши достижения»

2

8.

Резерв

2


Итого

34


Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
ü  развитие познавательного интереса и формирование установки на поиск решения задач;
ü  развитие критичности и гибкости мышления;
ü  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение избегать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
ü  овладение способностью регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
ü  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; умением находить ответы на вопросы в сплошных и несплошных текстах;
ü  овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
ü  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
ü  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
ü  овладение основами умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной работы, целенаправленно совершенствовать умения, делать запрос к различным источникам информации.
По мнению Имакаева В.Р., основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). Нами также выделены отдельной группой навыки смыслового чтения. Для учащихся разработаны «Оценочные листы» с критериями освоения каждого модуля и диагностические работы для отслеживания уровня сформированности УУД (стартовая, текущие и итоговая диагностические работы). Работа с критериями в «Оценочных листах» сопровождает каждый модуль, помогает определить цель и задачи модуля. В конце учебного года с помощью заполненных «Оценочных листов» обучающиеся готовятся к общеклассной презентации «Наши достижения» (помогают в подготовке выступления и схемы, которые составляют обучающиеся на итоговом занятии каждого модуля). Такая работа направлена на повышение мотивации к обучению и познавательной активности.
Календарно-тематическое планирование
(из расчета 34 учебные недели по 1 часу в неделю)

№ занятия

Модули

Тема занятия

Содержание занятия

1.


Стартовая диагностическая работа

(1 ч)

Выполнение заданий диагностической работы, заполнение оценочного листа


Модуль 1 «Смысловое чтение» (7 ч)

2.

1.

Продуктивное чтение

Заполнение оценочного листа модуля. Определение цели модуля и критериев его освоения. Продуктивное чтение – что это? Особенности продуктивного чтения. Значение слова «продукт».

3.

2.

Читаем и переживаем (эмоции героя)

Чтение рассказов В.Осеевой «Плохо», «До первого дождя», «Хорошее».

4.

3.

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем свои эмоции

Чтение рассказов Л. Толстого «Хотела галка пить», «Лгун», «Пожарные собаки», «Девочка и грибы».

5.

4.

Последовательность этапов (шагов) при продуктивном чтении

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа.

6.

5.

Сопоставление содержания текстов разговорного, научного и публицистического стиля

Сходство и различие текстов разных стилей. Практическая работа с текстами.

7.

6.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Работа со сплошными и несплошными текстами. Комплексная работа с текстом.

8.

7.

Рефлексия.

Анализ информации. Повторная работа с оценочным листом. Составление схемы модуля и систематизация информации.


Модуль 2 «Аргументация» (7 ч)

9.

1.

Аргументы и факты.

Заполнение оценочного листа модуля. Определение цели модуля и критериев его освоения. Понятия «аргументы», «факты».

10.

2.

Алгоритмы.

Понятие «алгоритм». Виды алгоритмов. Создание точных описаний с помощью схем.

11.

3.

Причины – следствия.

Понятия «причина», «следствие». Взаимосвязь причин и следствий. Направления причинно-следствен-ных отношений.

12.

4.

Доводы и опровержения.

Понятия «довод», «опровержение». Способы опровержения доводов. Аргументы «за» и «против».

13.

5.

Недопустимые аргументы.

Требования к аргументам доказательства. Виды недопустимых аргументов. Шесть типов вопросов (приём «Ромашка Блума»).

14.

6.

Дискуссия и спор.

Понятия «дискуссия», «спор». Доказательство и опровержение. Логические значения: «истина» или «ложь».

15.

7.

Рефлексия.

Анализ информации. Повторная работа с оценочным листом. Составление схемы модуля и систематизация информации.


Модуль 3 «Моделирование» (7 ч)

16.

1.

Модель.

Заполнение оценочного листа модуля. Определение цели модуля и критериев его освоения. Понятия «модель», «макет», «моделирование». Этапы процесса моделирования.

17.

2.

Знаки и символы.

Понятия «знак», «символ». Основные различия между знаками и символами. Знаково-символические средства.

18.

3.

Технологическая карта изделия.

Понятия «технологическая карта». Анализ и чтение технологической карты. Изготовление несложных моделей по карте.

19.

4.

Лэпбук.

Что такое LAPBOOK? Виды лэпбуков. Элементы лэпбука.

20.

5.

Лэпбук.

Определение темы (замысла) лэпбука и подготовка материалов. Разработка макета.

21.

6.

Лэпбук.

Изготовление лэпбука по собственному замыслу. Презентация лэпбуков.

22.

7.

Рефлексия.

Анализ информации. Повторная работа с оценочным листом. Составление схемы модуля и систематизация информации.


Модуль 4 «Публичное выступление» (7 ч)

23.

1.

Устное выступление.

Заполнение оценочного листа модуля. Определение цели модуля и критериев его освоения. Понятия «публичное выступление», «презентация».

24.

2.

Подготовка устного выступления.

Требования к публичному выступлению. Структура публичной речи. Этапы подготовки публичной речи.

25.

3.

Секреты успешного выступления.

Приёмы и средства публичной речи. 10 секретов успешного выступления. Речевой этикет.

26.

4.

Текст публичной речи.

Определение темы (замысла) публичной речи и подготовка тезисов. Критерии публичного выступления. Оформление текста публичной речи.

27.

5.

Выступление перед аудиторией.

Индивидуальные и групповые выступления. Оценка качества публичной речи одноклассников в соответствии с критериями.

28.

6.

Выступление перед аудиторией.

Индивидуальные и групповые выступления. Оценка качества публичной речи одноклассников в соответствии с критериями.

29.

7.

Рефлексия.

Анализ информации. Повторная работа с оценочным листом. Составление схемы модуля и систематизация информации.

30.


Итоговая диагностическая работа (1 ч)

Выполнение заданий диагностической работы, заполнение оценочного листа.

31, 32.


Презентация «Наши достижения» (2 ч)

Подготовка к общеклассной презентации (отбор материалов, их оформление). Общеклассная презентация (индивидуальные и групповые выступления).

33, 34.


Резерв (2 ч)



ЛИТЕРАТУРА
1.         Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов // http://docplayer.ru/26125931-Osvoenie-uchashchimisya-umeniy-polnocennogo.html
2.         Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
3.         Данильченко Н.В. Технология продуктивного чтения // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/02/02/tehnologiya-produktivnogo-chteniya
4.         Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
5.         Мониторинг метапредметных результатов в основной школе, часть 2: сб. науч. и метод. материалов / под общ. ред. В.Р. Имакаева; РИНО ПГНИУ. – Пермь, 2014.
6.         Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 144 с.
7.         Уварова О.А. Развитие речи. 5-9 классы: Инновационная технология обучения. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2020. – 167 с.
2021-04-27 12:31 Апрель 2021