ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ
Прищепа Светлана Анатольевна, воспитатель ГПД, ГБОУ прогимназия № 130 Выборгского района, г. Санкт-Петербург «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле». Лихачев Д.С. В современных условиях предмет «Петербурговедение» имеет решающее значение в воспитании учащихся начальной школы. Патриотизм, гражданственность начинаются с любви к своему Отечеству, к месту, где ты родился и вырос, где живёшь, учишься и работаешь. Познание учащимися начальных классов воспитания любви и уважения к родному краю, осознание своей принадлежности к своей родной Земле не должно ограничиваться рамками урочной деятельности. Внеурочная работа с учащимися по ознакомлению с предметом «Петербурговедение» должна быть посвящена темам, которые изучаются на уроках в соответствии с программой. Основная цель внеурочной деятельности в начальной школе это развитие: · интеллекта; · детского интереса, эрудиции; · эстетической и эмоциональной культуры учеников начальной школы. Уже в начальных классах целесообразно привлекать учащихся к выполнению доступных работ по исследованию и поиску информации на заданную тему (домашнее задание) под руководством педагога по расширению и углублению собственных знаний по истории Санкт-Петербурга. Результатом подобной работы может быть сообщение по теме, проектная работа, а также участие в олимпиадах, конкурсах, играх. Познание и осмысление истории своей Родины – это отправная точка в становлении гражданско-патриотического воспитания, в причастности каждого к истории своей страны. Изучая историю Санкт-Петербурга учащиеся начальных классов узнают: · историю своего дома, улицы, микрорайона, а в дальнейшем историю города и страны; · осознание себя частью России; · позволит сформировать у учащихся начальной школы чувство патриотизма и гражданской ответственности за судьбу своей Отчизны. «Петербурговедение» – неиссякаемый ресурс, который предоставляет педагогу вырастить гражданина не на вымышленных героях, а на примерах различных судеб, людей живших и живущих рядом, а также на событиях из истории родного города. Главной целью внеурочной деятельности по предмету «Петербурговедение» является: воспитание истинного Санкт-Петербуржца, который знает, любит и гордится своим городом, понимает его ценность и проблемы. Включение предмета «Петербурговедения» во внеурочную деятельность позволит учащимся начальных классов приобрести различные знания о своем городе, о его прошлом и настоящем, о его географических и природных особенностях, о его роли в истории России. Обращение к местному, близкому и понятному учащимся материалу делает его особо значимым. Значимость урока во внеурочной деятельности «Петербурговедения» имеет огромный воспитательный потенциал: оно способствует формированию гражданственности, толерантности, мировоззренческой, гуманистической и экологической культуры, приобщает к национальным традициям. Показать неповторимость, ценность Санкт-Петербурга, научить увидеть в повседневном, обычном городском окружении, загадочное, интересное – одна из основных целей «Петербурговедения». Исследование культурной и природной среды является фактором познания окружающего мира на основе ощущения причастности учащихся начальной школы к прошлому, настоящему и будущему. Изучение «Петербурговедения» позволит пробудить у учащихся начальных классов познавательный интерес к жизни и судьбе Санкт-Петербурга, сформировать умения, навыки, нравственные качества, необходимые для последующего самостоятельного ознакомления и исследования города. Методики преподавания состоят в применении преимущественно активных форм обучения, таких как, образовательное путешествие, проектная деятельность, игровые технологии. Это позволяет ученику стать активным участником образовательного процесса, а сам процесс сделать максимально эффективным, что позволяет учащимся получить практические знания, умения и навыки, необходимые для жизни в мегаполисе и самостоятельного освоения культурного пространства города, что способствует социализации личности на занятиях «Петербурговедения». Педагогическая целесообразность программы для учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по программе «Петербурговедения», является - углубленная познавательная деятельность, что позволяет педагогу, придать процессу обучения характер поиска и исследования. Использование инновационных технологий даст школьникам начальных классов возможность быть активными соучастниками образовательного процесса, научиться самостоятельно, добывать информацию, обрабатывать, представлять и использовать ее в повседневной жизни. Цель программы: создание условий для воспитания Петербуржца, осознающего уникальность и неповторимость своего города, способного ценить и хранить его наследие умеющего ориентироваться в пространстве культуры Санкт-Петербурга, через освоение системы знаний и ценностей краеведения и экологии. В соответствии с основной целью выдвигаются следующие задачи: Обучающие: · познакомить учащихся начальной школы с историей Санкт-Петербурга с приемами и методами самостоятельного изучения города и своего района; с основами исследовательской деятельности. Развивающие: · развивать историко-краеведческие умения и навыки: ориентироваться по карте, в городском пространстве; · научиться наблюдать за природными объектами, уметь рассказывать об исторических памятниках; · способствовать развитию интеллектуальных способностей; · участвовать в формировании умений и навыков, обязательных для дальнейшего самостоятельного изучения Санкт-Петербурга; · научить представлять результат своей работы (доклады, сообщения). Воспитательные: · способствовать: · воспитанию культуры общения и поведения в социуме; · воспитанию уважительного отношения к наследию Санкт-Петербурга; · формированию социальной активности и гражданской позиции; · воспитанию чувства патриотизма и толерантности; Формы организации детей на занятиях: · групповая; · в парах; · индивидуальная. Ожидаемые результаты. В результате освоения программы «Петербурговедения», ученики начальной школы будут: · знать историю Санкт-Петербурга, символику города; · уметь пользоваться различными источниками информации; · уметь определять свое местоположение в городском пространстве, · уметь вести наблюдение за природными объектами различать и рассказывать о памятниках города; · обладать коммуникативными навыками; · владеть знаниями и представлениями о людях, живших и творивших в нашем городе; · владеть навыками исследовательской деятельности; · иметь навыки представления результатов своей деятельности в виде творческих работ; · владеть знаниями, умениями и качествами, соответствующими понятию Петербуржец - гражданина Санкт-Петербурга, осознающего, что Петербург – это «музей под открытым небом», созданный великими людьми в разные эпохи. Некоторые темы исследовательских работ: · история o моей семьи; o моей улицы, дома, микрорайона; o памятников; o любимое место в городе. Предлагаемые темы исследовательских (творческих) работ должны быть лично знакомы для каждого ученика. Работа в этом направлении способствует формированию личности. Одно из занятий по внеурочной деятельности предмета «Петербурговедения», было посвящено истории возникновения и названия улиц, на которых проживают учащиеся нашего класса. Заранее ученикам был выдан план-задание по исследованию и подготовке сообщений по истории улиц. Во время проведения данного занятия учащимися были подготовлены доклады, сообщения, при подготовке которых сами обучающиеся узнали много нового и интересного из истории возникновения улицы, о чем с гордостью рассказывали своим одноклассникам. Под руководством педагога учащиеся начальных классов могут использовать различные источники информации для решения заданной темы. В условиях внеурочной деятельности есть достаточно много средств, для ее реализации. Знакомство с историей, культурой своего города, района должна вестись педагогами постоянно, планомерно, целенаправленно, от начальной школы и далее углубляя содержание работы. Только тогда воспитываются личностные качества нового ученика – ученика размышляющего, взвешивающего, подтверждающего свой выбор, умеющего ориентироваться в окружающем мире, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы и обобщения. Подходить творчески к преподаванию предмета «Петербурговедения», используя различные методы и приемы, педагоги могут, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Но работать над этой темой необходимо, так как, изучая родной край, мы воспитываем граждан, патриотов нашей Родины. Только когда ученик постигнет основу появления и развития родных мест, только тогда у него возникнет уважение к себе, своим родителям, своей Родине. Именно тогда у него сформируется чувство духовности, гражданства, возникнет потребность защищать и хранить все то, что его окружает.