Сорокина Марина Григорьевна, воспитатель старшей группы, Вишневский ДС с. Вишнево Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Что же такое - экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы», «Кроха». Парциальные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог». Задачиэкологического воспитания и образования детей: 1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных; 2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными; 3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы; 4. Воспитание самостоятельности через общение с природой; 5. Воспитание эстетических чувств; 6. Воспитание любви к природе, родине; 7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи. Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам: • специально организованное обучение в форме занятий; • совместная деятельность взрослого с детьми; • свободная самостоятельная деятельность детей. Формы работы по экологическому воспитанию и образованию: • Проведение экологических праздников • Наблюдения на прогулках • Занятия • Календари природы • Работа с родителями • Игровая деятельность • Музыкальная деятельность • Труд в уголке природы • Организация исследовательской деятельности • Экскурсии в природу • Художественная деятельность Методы работы по экологическому воспитанию и образованию. Словесные методы: • Рассказы воспитателя Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы • Беседы Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. • Художественная литература Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе Наглядные методы: Наблюдение Картины Показ моделей Календари природы Практические методы: Труд Опыты Моделирование Поисковая деятельность, квесты Экскурсии Занятия поэкологии бывают: • занятия-наблюдения за животными и растениями; • занятия по классификации представлений о природе; • занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными; • занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы; • занятия-исследования; • занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе; • комплексные занятия. На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе: • решение проблемных ситуаций; • элементарное экспериментирование; • работа с моделями; • моделирование; • игры; • наблюдение; • постановка проблемных вопросов; • участие детей в уходе за растениями и другое. В детском саду применяются следующие виды игр: 1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных. 2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки». 3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы 4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний». 5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух»и т. д. 6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д. 7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений: • сказки-кроссворды о животных; • отгадай загадки и узнай героев; • найди ошибки у художника, поэта; • может так быть или нет и др. Работа с родителями Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей: • проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др); • выезды с детьми на природу; • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности; • совместное озеленение территории детского сада; • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет; • наглядная информация; Закончить свое выступление хочется словами В. А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».