ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Антонова Яна Леонидовна, учитель-логопед, МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад 4» г. Шуя Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что: «Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук - то, что мы слышим и произносим. Буква - то, что пишем и читаем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные» Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды) В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО) в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч). Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух: согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ; всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым. Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Но для начала отмету, что методика строится на последовательной отработке шести этапов: Первый этап На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать неречевые звуки. Игра "Узнай, что звенит (гремит) ". Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти. Ход игры: На столе несколько коробочек (баночек) (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой (или завязываем глаза) и просим отгадать, какой из них сейчас звенит, шуршит или гремит. Второй этап На этом этапе необходимо учить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Игра "Близко - далеко". Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти. Ход игры: Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом). Дидактическое упражнение "Три медведя". Цель: развивать способность различать речевые звуки по тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти. Ход упражнения: Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Третий этап На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Игра «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слово, а ребёнок выбирает верную картинку. Игра "Правильно-неправильно". Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д. Четвертый этап Учим детей различать слоги. Игра «Выйди вон». Задача ребенка - услышать, какой слог лишний в ряду. Например,взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть. Пятый этап очень важный - учим детей различать звуки. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных. Игра «Я тебя узнал!». Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши. Игра «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения - это имитации. Например,нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р) Шестой этап - учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать слова; выделять звук на фоне слова и определять его места (начало, середина и конец слова). Игра "Сколько звуков?". Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал в слове. Игра «Звуковая полянка». Цель: формировать умение определять место звука в слове. Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка. Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук. Данные упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.