Шаган Анна Андреевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 20 город Курск Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом. Взаимосвязь человека с природой, является одной из главных проблем, в настоящее время, взаимодействия человеческого общества на окружающую среду приняла значительные масштабы. В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это только если взрослые, воспитывающие ребенка понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают своим детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников. Формы занятий по экологии На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности: 1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть: o экскурсии, o беседы с воспитателем о природе, животных, растениях, o чтение художественной литературы, o рассказы об особенностях ухода за животными. 2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся: o различные тематические игры, o викторины, o рисование и конструирование, o наблюдение, o ответы на вопросы детей, o обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, o работа в живом уголке, o подготовка экологических праздников и т. д. 3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции. В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром. Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них. Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес. В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.