УЧЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Шаповалова Виктория Анатольевна, преподаватель, ОБОУ ДО «Рыльская ДШИ», Курская область, г. Рыльск Организация внеклассной деятельности учащихся в любом образовательном учреждении была и останется очень важным направлением деятельности учителей. Помимо обучения, внеурочная деятельность имеет важное значение для развития и образования детей. Она также важна и для самого учителя, так как помогает сблизиться с замкнутыми в себе детьми, лучше узнать их и установить хорошие отношения, открывают ученикам неожиданные и привлекательные стороны личности учителя. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости и актуальности. Досуговая деятельность – это значимый, развивающийся отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, а учитель не должен быть сторонним наблюдателем. Если педагог сталкивается с негативным отношением или безразличием детей к организации внеклассных занятий, это значит, что формы и методы работы не соответствуют потребностям детей. Задача педагога – учесть возрастные особенности и потребности детей, влияющие на организацию внеклассной деятельности. В школе ребенок делает первые шаги в определении своих личных интересов и попадает в общество. Школа вместе с родителями должна помочь ему решить эту проблему, дать ему возможность проверить себя в разных сферах жизни. Обучающиеся на начальных этапах не сразу могут понимать свое положение в обществе сверстников и взрослых, так как только начинают проявлять интерес к другим людям. Они умеют сопереживать, помогать, знают и соблюдают основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и повседневной жизни. Дети могут контролировать свое поведение, знать пределы дозволенного и соответствовать требованиям взрослого. Они с интересом участвуют в различных мероприятиях (образовательных, игровых, рабочих). Обучающиеся первого класса в достаточной степени осведомлены об объектах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям и положительно относятся к новой информации. Наглядно-действенное мышление в этом возрасте остается преобладающим. Поэтому при работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность. Развитие воображения детей семи лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, так как оно формируется намного раньше, чем мышление. У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинает развиваться словесно-логическое и образное мышление. Следовательно, объяснение нужно строить наглядно на конкретных примерах. Словесно-логическое мышление детей можно развивать с помощью дополнительных вопросов «Почему?», «Зачем?» и т.д. Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослого, связанной с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников в общении с ними. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе обучения. В ходе учебы определяется характер другой деятельности: игра, работа, общение. Поэтому необходимо создать условия для внеклассной деятельности, чтобы отразить и применить знания, навыки и умения, полученные на занятиях. Так, обучение будет иметь больше смысла и на практике покажет необходимость и полезность полученных знаний. В третьем классе наступает переломный момент в жизни младших школьников. С третьего года обучения дети по-настоящему привязываются к учебе и активно интересуются знаниями. Ребенок пытается оценить причины своих достижений и неудач, выбрать способы их предотвращения, таким образом у него развивается познавательная рефлексия. Между вторым и третьим классом наблюдается скачок в умственном развитии учеников. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается словесное мышление, т.е. мышление в терминах концепций. Научитесь преодолевать проблемы, а не поддаваться им. Ребенок становится более критичным по отношению к учителю, он может формировать то, что ему нравится и что не нравится в учителе. Интенсивно развивается умение участвовать в играх и учиться. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, разделять задачи без помощи взрослых. Есть стремление к большей свободе. Чрезмерно сильная опека удручает. Ценные представления о жизни начинают воплощаться в жизнь. Следующий этап, подростковый возраст. Начало подросткового возраста приходится на 10-12 лет. Этот этап является пограничным между детством и отрочеством. В этот период для детей характерна повышенная активность, стремление к активности, уточняются границы и сферы интересов и хобби. В этот период подростка интересуют многие вещи, выходящие за рамки его повседневной жизни. Его интересуют вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познакомиться с миром, инопланетян, ведьм и гороскопов. Некоторая «неконтролируемость» детей этого возраста сочетается с особой чуткостью и гибкостью поведения, открытостью к сотрудничеству и в то же время достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (учителям и родителям) строить с ними отношения на основе диалога, на принципах партнерства. Ребенку очень хочется всего нового, необычного, нестандартного. Дети ищут собственные способы самовыражения, решения проблем, поиска своего места в этом мире. Правда, чаще всего эти наклонности бессознательного характера. Процесс развития личности ребенка во внеурочной деятельности будет успешен, если: - педагог будет создавать ситуацию успеха и достижения; - обеспечивать возможность как для самостоятельной деятельности, так и для работы в коллективе; - формировать положительную мотивацию к творчеству.