ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ТНР
Гевондян Анастасия Сергеевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» ХМАО-Югра, г. Урай В настоящее время развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников является актуальной проблемой, так как является неотъемлемой частью благополучной социализации ребёнка с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в обществе. Однако, следует отметить, что это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. По мнению Р.Е. Левиной, тяжелые речевые нарушения влияют на формирование личности ребёнка, на самооценку и самопознание ребёнка. Значительно сказываются на взаимоотношениях ребёнка с окружающей средой, его личные и эмоциональные особенности [2]. По причине несформированности средств общения, у дошкольника, возникают неблагоприятные отношения в группе сверстников: не может найти себе друзей, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации в силу трудностей подбором нужных слов и т.п. О.И. Шкуркина считает, что у детей с ТНР происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется раздражительностью, возбудимостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, обидчивостью, замкнутость. Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР отмечаются личностные особенности и своеобразно сформированное поведение. Как правило, дошкольники испытывают значительные трудности в дифференциации и выражении личных эмоций. Отмечается трудность в передаче мимических эмоций: удивления, страха, гнева, радости, печали. Дети не способны правильно передать эмоционально-смысловое содержание высказывания. Затруднено социальное развитие ребёнка, личностное становление – формирование самосознания и системы «Я» [1] Анализируя эмоционально-волевые особенности детей с ТНР, в нашем дошкольном учреждении для вновь поступивших воспитанников, мы разработали детско-родительский проект «Волшебная мандала». Данный проект был ориентирован на помощь в период адаптации, создание условий знакомства и сплочения детского коллектива, развитие эмоционально-волевой сферы, снижения тревоги и страхов, которые как правило, испытывают дети с ТНР. Наш проект разработан с использованием метода мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии («мандала» в переводе означает «круг») был К. Юнг. Он пришёл к выводу, что данный метод – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности. А. Цайри указывает, что гиперактивным и нервозным детям раскрашивание мандал поможет успокоится и сосредоточится, скромным и застенчивым поможет стать раскрепощенее и увереннее в себе [6]. В среднем дошкольном возрасте, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка. Поэтому для участия в проекте были приглашены родители (законные представители). Совместное рисование мандалы укрепляет дружеские отношения родителя (законного представителя) и ребёнка, способствует повышению уровня доверия и позитивного настроя ребёнка. Вид проекта:долгосрочный Участники проекта:воспитанники с ТНР 4-5 лет, родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог. Целью проекта являетсясоздание условий для развития эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет. Для достижения цели нами был поставлен ряд задач: 1. снизить внутреннее напряжение и тревожность; 2. обучить детей выражать базовые эмоции; 3. развивать коммуникативные навыки; 4. развивать мелкую моторику рук; 4. развивать высшие психические функции; 6. развивать произвольность поведения; 7. укрепить детско-родительские отношения. На первом этапе мы провели тематическую встречу для родителей: «Как развивать эмоционально-волевую сферу детей», где познакомили их с содержанием проекта. На втором этапе особое внимание мы уделяли детским эмоциями, поэтому в группе был создан центр «Моё настроение», там ребята ежедневно отслеживали свои эмоции, учились изображать их, чувствовать своё настроение. В центре «Радуга красок», еженедельно педагог-психолог проводила непосредственно-образовательную деятельность. Здесь дети с ТНР с помощью самодельных мандал делали первые шаги к своему творчеству: учились рисовать волшебный круг, раскрашивать его с помощью красок, фломастеров, мелков. Самое сложное для детей с ТНР было придумать название, поэтому первые труды они называли именами близких людей. В центре «Фантазёры», еженедельно воспитатели проводили непосредственно-образовательную деятельность, здесь ребята с увлечением создавали яркие, красочные мандалы с помощью цветного песка, круп, пластилина. Сначала дети работали по образцу, а потом уже творили свои неповторимые мандалы самостоятельно. Активное участие в проекте принимали родители (законные представители), они вместе с ребёнком в свободное время раскрашивали мандалы, добавляли свои творческие элементы, придумывали название работам. Все мандалы были представлены на выставке, где дети и родители (законные представители) с интересом рассматривали творчество. На протяжении проекта были проведены семинары - практикумы для родителей (законных представителей) и детей: «Семейная мандала», который способствовал знакомству с методом мандалы, «Творим вместе», где педагог-психолог обучала рисованию по правилам, созданию интересных творческих работ совместно с ребёнком. Для педагогического коллектива, был проведен семинар-практикум «Целебная мандала», здесь педагоги познакомились с детско-родительским проектом, и создали творческие мандалы из разных предметов. На заключительном этапе мы провели анкетирование среди родителей, было выявлено, что родителям понравился данный проект, и они отмечают положительные изменения в поведении у детей. Таким образом, реализация детско-родительского проекта способствовала легкой адаптации детей с ТНР, сплочению и объединению детского коллектива. Воспитанники стали называть и изображать детские эмоции, по наблюдению у детей изменилась мимика, она стала более выражена и эмоциональна. Эмоциональное состояние детей улучшилось и наблюдается стабильность, а обучаемость детей повысилась (Диаграмма 1). Диаграмма 1. Мониторинг развития высших психических функций у детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи
На начало учебного года высокого уровня не было выявлено, средний уровень составил 67% детей (6 детей), низкий – 33% (3 детей), на конец учебного года высокий уровень был выявлен у 22% детей (2 ребёнка), средний – 67% детей (6 детей), низкий – у 11% детей (1 ребёнок). Литература: 1. Волковская Т. Н., Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с. Шкловский, В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов [текст]/ В.М. Шкловский. – М.: Феникс, 2001. 2. Дубрынина, Т.Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста /Т.Е. Дубрынина//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. – 2017 г. - №1. 3. Осипук Э. «Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы»// Дошкольный психолог №04 (386), 2007 г. 4. Подвижные игры. [текст]-М.: Мой мир, 2007. -256 с. 5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004. – 175 с. 6. Цайри А. «Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты) »// Дошкольный психолог №04 (386), 2007 г.Гевондян Анастасия Сергеевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» ХМАО-Югра, г. Урай Детско-родительский проект как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР В настоящее время развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников является актуальной проблемой, так как является неотъемлемой частью благополучной социализации ребёнка с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в обществе. Однако, следует отметить, что это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. По мнению Р.Е. Левиной, тяжелые речевые нарушения влияют на формирование личности ребёнка, на самооценку и самопознание ребёнка. Значительно сказываются на взаимоотношениях ребёнка с окружающей средой, его личные и эмоциональные особенности [2]. По причине несформированности средств общения, у дошкольника, возникают неблагоприятные отношения в группе сверстников: не может найти себе друзей, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации в силу трудностей подбором нужных слов и т.п. О.И. Шкуркина считает, что у детей с ТНР происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется раздражительностью, возбудимостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, обидчивостью, замкнутость. Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР отмечаются личностные особенности и своеобразно сформированное поведение. Как правило, дошкольники испытывают значительные трудности в дифференциации и выражении личных эмоций. Отмечается трудность в передаче мимических эмоций: удивления, страха, гнева, радости, печали. Дети не способны правильно передать эмоционально-смысловое содержание высказывания. Затруднено социальное развитие ребёнка, личностное становление – формирование самосознания и системы «Я» [1] Анализируя эмоционально-волевые особенности детей с ТНР, в нашем дошкольном учреждении для вновь поступивших воспитанников, мы разработали детско-родительский проект «Волшебная мандала». Данный проект был ориентирован на помощь в период адаптации, создание условий знакомства и сплочения детского коллектива, развитие эмоционально-волевой сферы, снижения тревоги и страхов, которые как правило, испытывают дети с ТНР. Наш проект разработан с использованием метода мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии («мандала» в переводе означает «круг») был К. Юнг. Он пришёл к выводу, что данный метод – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности. А. Цайри указывает, что гиперактивным и нервозным детям раскрашивание мандал поможет успокоится и сосредоточится, скромным и застенчивым поможет стать раскрепощенее и увереннее в себе [6]. В среднем дошкольном возрасте, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка. Поэтому для участия в проекте были приглашены родители (законные представители). Совместное рисование мандалы укрепляет дружеские отношения родителя (законного представителя) и ребёнка, способствует повышению уровня доверия и позитивного настроя ребёнка. Вид проекта:долгосрочный Участники проекта:воспитанники с ТНР 4-5 лет, родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог. Целью проекта являетсясоздание условий для развития эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет. Для достижения цели нами был поставлен ряд задач: 1. снизить внутреннее напряжение и тревожность; 2. обучить детей выражать базовые эмоции; 3. развивать коммуникативные навыки; 4. развивать мелкую моторику рук; 4. развивать высшие психические функции; 6. развивать произвольность поведения; 7. укрепить детско-родительские отношения. На первом этапе мы провели тематическую встречу для родителей: «Как развивать эмоционально-волевую сферу детей», где познакомили их с содержанием проекта. На втором этапе особое внимание мы уделяли детским эмоциями, поэтому в группе был создан центр «Моё настроение», там ребята ежедневно отслеживали свои эмоции, учились изображать их, чувствовать своё настроение. В центре «Радуга красок», еженедельно педагог-психолог проводила непосредственно-образовательную деятельность. Здесь дети с ТНР с помощью самодельных мандал делали первые шаги к своему творчеству: учились рисовать волшебный круг, раскрашивать его с помощью красок, фломастеров, мелков. Самое сложное для детей с ТНР было придумать название, поэтому первые труды они называли именами близких людей. В центре «Фантазёры», еженедельно воспитатели проводили непосредственно-образовательную деятельность, здесь ребята с увлечением создавали яркие, красочные мандалы с помощью цветного песка, круп, пластилина. Сначала дети работали по образцу, а потом уже творили свои неповторимые мандалы самостоятельно. Активное участие в проекте принимали родители (законные представители), они вместе с ребёнком в свободное время раскрашивали мандалы, добавляли свои творческие элементы, придумывали название работам. Все мандалы были представлены на выставке, где дети и родители (законные представители) с интересом рассматривали творчество. На протяжении проекта были проведены семинары - практикумы для родителей (законных представителей) и детей: «Семейная мандала», который способствовал знакомству с методом мандалы, «Творим вместе», где педагог-психолог обучала рисованию по правилам, созданию интересных творческих работ совместно с ребёнком. Для педагогического коллектива, был проведен семинар-практикум «Целебная мандала», здесь педагоги познакомились с детско-родительским проектом, и создали творческие мандалы из разных предметов. На заключительном этапе мы провели анкетирование среди родителей, было выявлено, что родителям понравился данный проект, и они отмечают положительные изменения в поведении у детей. Таким образом, реализация детско-родительского проекта способствовала легкой адаптации детей с ТНР, сплочению и объединению детского коллектива. Воспитанники стали называть и изображать детские эмоции, по наблюдению у детей изменилась мимика, она стала более выражена и эмоциональна. Эмоциональное состояние детей улучшилось и наблюдается стабильность, а обучаемость детей повысилась (Диаграмма 1). Диаграмма 1. Мониторинг развития высших психических функций у детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи
На начало учебного года высокого уровня не было выявлено, средний уровень составил 67% детей (6 детей), низкий – 33% (3 детей), на конец учебного года высокий уровень был выявлен у 22% детей (2 ребёнка), средний – 67% детей (6 детей), низкий – у 11% детей (1 ребёнок). Литература: 1. Волковская Т. Н., Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с. Шкловский, В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов [текст]/ В.М. Шкловский. – М.: Феникс, 2001. 2. Дубрынина, Т.Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста /Т.Е. Дубрынина//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. – 2017 г. - №1. 3. Осипук Э. «Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы»// Дошкольный психолог №04 (386), 2007 г. 4. Подвижные игры. [текст]-М.: Мой мир, 2007. -256 с. 5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004. – 175 с. 6. Цайри А. «Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты) »// Дошкольный психолог №04 (386), 2007 г.