Амелина Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов, Шайковская СОШ 2 Калужская область, Шайковка Учитель – это твой Друг, Наставник и Путеводная звезда. Он даёт необходимые инструменты и наставления, поддержку и вдохновение, обнаруживает и пресекает эго и указывает направление для самореализации. Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эта цель конкретизируются в следующих задачах: 1. Воспитание целомудренной личности, понимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих возможностей для духовно-нравственного самосовершенствования. 2. Воспитание бытовой и семейной культуры, ответственного и заботливого отношения к членам семьи. 3. Воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам. 4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в служении своему Отечеству. 5. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; восстановление нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи. Высшие духовные ценности: - индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); - семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); - национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, родной язык, родная земля, народная культура); - общечеловеческие (экологическая культура, мир на Земле и так далее). По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её: - нравственных чувств — совести, долга, ответственности; - нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости; - нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; - нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности. Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы: - экскурсии; - спектакли; - игры; - выпуск стенгазет; - создание проектов. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.