Конференции

МИР КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ, ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

Шелихова Анна Викторовна,
учитель биологии, географии, химии,
ГОУ ЛНР «РУРЦ»,
г. Луганск
Последние несколько десятков лет все мировое сообщество приковано взглядами к природным катастрофам. Землетрясения, цунами, смерчи, таяние льдов и в тоже время пересыхание не только рек, но морей, вырубка лесов, появление и быстрое распространение на большие территории неизвестных и смертельных болезней, изменению флоры и фауны — все это привело к более тщательному рассмотрению экологической обстановки в каждой стране и мире в целом.
Именно сейчас необходимо осознание значимости каждого из нас в сохранности природного потенциала планеты. В последнее время во все учебные учреждения внедряются предметы и внеурочная деятельность связанные с экологическим профилем.
Каждый педагог, начиная рассказывать об экологии говорит, что это наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой. Однако жителям крупных мегаполисов тяжело понять, например, как именно взаимодействуют между собой растительный и животный мир, поэтому воспитание подрастающего поколения должно начинаться практически с рождения и внедряться с дошкольных учреждениях. Дети, которые проживают в селах или поселках находятся ближе к природе, общение с представителями флоры и фауны для них является обыденным явлением, однако и им необходимо дошкольное экологическое воспитание.
Что же мы понимаем под понятием «экологическое воспитание»? Прежде всего это воспитание любви к природе. Именно любовь и ответственность поможет нам сохранить то богатство, которое нас окружает вокруг. Природа для нас должна стать не просто словом, а чем-то родным и понятным.
Выбор форм и методов для реализации поставленных целей лежит на педагоге. Не маловажным является тот факт, для кого подбираются данные методы и формы. Моя педагогическая деятельность связана с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Для таких детей сложно прививать любовь к природе только через картины и видеоматериалы. Слабовидящим, а особенно слепым детям необходимо чувствовать теплые лучи солнца на коже, вдыхать аромат цветов, слышать пение птиц, видеть мир кончиками пальцев. Все это дети получают во время прогулок по территории центра, а прогулки в парк помогают более широко познакомиться с окружающим миром, при этом используются элементы экологических экскурсий.
Из наглядных методов часто используются наблюдения за изменениями в природе — как изменятся растительный мир в разные времена года, как мигрируют насекомые, изменение голосов птиц в разные периоды их жизни.
Огромнейшую роль в экологическом воспитании играют словесные методы, а именно тематические беседа, чтение художественных произведений о природе, а для младших рассказы и сказки.
В центре проводятся экологические конкурсы с загадками и викторинами, дети активно участвуют в различных инсценировках и театральных постановках на соответствующую тематику — все это учит воспитанников концентрировать внимание на предметах окружающего мира, явлений природы, помогает анализировать полученные знания и применять их на практике.
Не смотря на то, что наши учащиеся видят мир иначе, они с большим удовольствием принимают участие в практической деятельности и в полной мере реализуют практические методы через игру и элементарные опыты и моделирование. Наблюдения за птицами способствует проявлению заботы о них и ежедневному подкармливанию, а также проектирование и моделирование кормушек для пернатых. Этот труд создает особенные благоприятные условия для развития мышления, творческих способностей и конечно любовь к природе.
Работа по экологическому воспитанию в нашем центре ведется постоянно. В этом году была введена внеурочная деятельность для обучающихся 7-8 классов по теме: «Природа и мы» относящееся к экологическому направлению. На этих занятиях ученики познакомились с «экологией» как наукой, различными экосистемами, глобальными и частными проблемами экологического характера, обсуждали пути решения связанные с охраной природы, а также закрепили полученные знания по гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере. Учебный год завершится круглым столом «Чем я могу помочь природе?», на котором будут представлены основные проблемы региона и пути их решения.
И мы, как педагоги, должны постоянно помнить, что мы обязаны научить наших воспитанников не просто любить природу, но и уважать, а также защищать ее.
2021-04-27 11:38 Апрель 2021