РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
Приходько Оксана Васильевна, учитель, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», п. Вычегодский Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Программа внеурочной деятельности «Школа нравственности», реализуемая по духовно – нравственному направлению, способствует развитию у детей с нарушением слуха проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Цельпрограммы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников с нарушением слуха. Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, в коллективе. 2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. 3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. 4. Научить приемам и правилам ведения диалога. Занятия по программе «Школа нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность, инсценировки, мультфильмы и электронные ресурсы, проводить экскурсии и практические работы. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В ходе игры, беседы, инсценировки, просмотра мультфильмов ребята - знакомятся с правилами поведения на уроке; - разбираются, для чего существует перемена и как ее надо проводить; - учатся дежурить по классу, соблюдать порядок; - узнают о внешних правилах знакомства и приветствия; - учатся оценивать поступки; действия людей, которые их совершают; - знакомятся с вежливыми словами; - обсуждают выполнение поручений в классе; - уясняют, что учиться нужно прилежно и старательно; - повторяют, как дети должны помогать родителям дома. В ходе экскурсий дети - закрепляют знания о том, что такое библиотека, для чего она предназначена; - знакомятся с правилами поведения в библиотеке; - учатся бережному отношению к книгам; - знакомятся с правилами дорожного движения, названиями улиц, учреждений и организаций; - узнают, для чего предназначен медицинский кабинет, кто там работает; - закрепляют названия лекарственных препаратов; - учатся вести диалог с врачом; - закрепляют правила поведения на выставке, цирковом представлении; - учатся бережно относиться к природе. На практических занятиях обучающиеся - закрепляют правила поведения за столом; - учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой; - повторяют названия предметов посуды и продуктов; - знакомятся с правилами поведения в гардеробе; - закрепляют правила личной гигиены; - учатся правильно ухаживать за одеждой и обувью; - повторяют правила поведения на празднике, в гостях; - учатся обращаться друг к другу с просьбой. На занятиях по курсу «Школа нравственности» у детей с нарушением слуха происходит формирование отношения к своему поведению, представлений об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.