ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Прищепа Светлана Анатольевна, Воспитатель ГПД, ГБОУ прогимназия № 130 Выборгского района, г. Санкт-Петербург Какую профессию выбрать? Этот вопрос всегда возникает у человека, когда он осознается себя, как личность. Сначала ребенок хочет такую же профессию, как и его родители. Затем мир вокруг него расширяется, и он уже проявляет интерес к другим профессиям. Одной из форм внеурочной деятельности в начальной школе становятся мероприятия, посвященные обзору различных профессий существующих в мире на сегодняшний день. Не стоит забывать историю возникновения тех или иных профессий. Почему некоторые профессии исчезают, другие появляются? Мероприятия, проводимые на эту тему, должны быть: · систематическими, целенаправленными; · ориентированы на ознакомление обучающихся о многообразном мире профессий. Цель – сформировать у обучающихся мотивацию к труду, информировать и расширять кругозор обучающихся начальной школы о разнообразном мире профессий, заинтересованности к приобретению профессии. Задачи: 1. Стимулирование и мотивация обучающихся к личностному развитию. 2. Расширение кругозора о различных профессиях. 3. Формирование у обучающихся представлений о сферах трудовой деятельности. 4. Формирование универсальных компетенций обучающихся: · Способность работать в коллективе, учитывать и терпимо относится к этническим, социальным и культурным различиям. · Способность к самоорганизации и самообразованию. Направления деятельности педагога: · Привлечение обучающихся к данной теме, поддержка их личностного развития, участие в мероприятиях, проводимых во внеурочное время. · Организация работы и воспитательное сопровождение познавательной активности обучающихся. · Информационное обеспечение. · Организация и создание условий для формирования и развития универсальных компетенций обучающихся. В начальной школе обучающиеся знакомятся более подробно с профессиями своих родителей, начинается осуществляться начало системной работы по расширению знаний с различными отраслями производства. В дальнейшем в третьем и четвертом классе – продолжается знакомство с различными профессиями, расширяются знания о профессиях, необходимых для нашего города. В своем классе я применяю различные формы деятельности: творческие работы, конкурсы, классные часы, викторины, игры. При проведении различных мероприятий, направленных на расширение кругозора о различных профессиях педагог обязательно должен учитывать возрастные особенности обучающихся. В младшем школьном возрасте психологической особенностью является копирование взрослых. Поэтому и ориентация у обучающихся на ближайшее окружение – родителей, родственников, учителей. Вторая особенность для этого возраста – мотивация результата, а она, прежде всего, направлена на учебу. Осмысление обучающимися своих достижений в учебе, а также приобретенный опыт учебной, игровой и трудовой деятельности создает основу представления о желаемой профессии. Учебная и трудовая деятельность способствует формированию воображения, происходит обогащение представления об основах различных видов труда, обучающиеся представляют себя в определенной профессии. Одним из основных способов организации занятий по профориентации является: · Проведение беседы, педагога, с обучающимися. · Встречи с интересными людьми. Цель – формирование у учеников начальной школы представления о многообразии профессий. Для реализации данного мероприятия, педагог должен учитывать: возраст, интересы; технические возможности; временные ресурсы. Представляю план одного из проведенных мной занятий, посвященному профессии - «Кондитер». Цель – расширение знаний обучающихся о профессии - кондитер. Возрастная аудитория – 7-8 лет. Материалы – видеопроектор, слайды, рисунки учащихся по теме: «Какие профессии я знаю?», кухонные принадлежности, продукты для приготовления пирожного «Картошка». Организационный момент. Прочитайте на слайде стихотворение. Кем я быть хочу, друзья, Вам отвечу сразу я. Потому, что точно знаю: Быть кондитером мечтаю. Приготовлю торт прекрасный, Нежное печение И пирожных самых разных Вам на день рождения. О ком это стихотворение? (О кондитере) Посмотрите, что у нас лежит на столе? Какая тема нашего занятия? (ответы учащихся). Воспитатель: Когда вы подрастете и станете взрослыми, придет время и вам выбирать профессию. Посмотрите на свои рисунки, которые вы приготовили к занятию. Сколько различных профессий! А сейчас целью нашего занятия является расширение знаний о профессии «Кондитер», уважительное отношение к труду и людям разных профессий. Воспитатель: Наше занятие мы начнем с самого главного вопроса: «Что такое профессия?». Ответы учащихся. Возьмем Толковый словарь И. С. Ожегова. Ученик читает определение: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Воспитатель: - Какой профессии посвящено наше занятие? (Кондитеру). А вы знаете, что это одна из самых вкусных профессий? Эта профессия предполагает не только вкусно и качественно приготовить сладости, но и умение красиво их оформить. Первооткрывателями кондитерского ремесла принято считать арабов. Считается, что слово «Кондитер» пришло из Италии. В Италии даже существовали целые династии кондитеров. - Кто знает пирожное «Буше»? (ответы учеников). А знаете ли вы, что французский кондитер Буше не стеснялся ставить свою подпись на коробках со сладостями. - Каждый кондитер стремиться произвести впечатление внешним видом своего творения. Воспитатель: - Посмотрите на экран. Это самая большая конфета в мире – медведь. Рост – 1,68 м, при взвешивании показала, что вес ее составил – 633 кг. Всем известная конфета Сhupa-Chups в 1995 году успела побывать в космической невесомости. Именно эти конфеты были на космической станции «Мир». Каждую весну, 3 мая в России отмечается День кондитера. Во всем мире признано, что самое вкусное мороженое, самый сладкий пряник - Тульский из России, созданы руками российских кондитеров. Профессия кондитер требует от человека наличие тонкого вкуса, хорошего обоняния, вкусовой памяти, а также творческого воображения. Профессия кондитер была и будет востребована во все времена. Физкультминутка Это легкая забава - Повороты влево – вправо. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) Воспитатель: - Кто пробовал, пирожное «Картошка?». Его не надо печь. Рецепт пирожного находится на экране. Сейчас мы с вами будем готовить это пирожное, но сначала я предлагаю вам разделиться на 7 групп. Ученики готовят пирожные. Воспитатель: - Молодцы! Какие красивые у вас пирожные, вы сегодня хорошо поработали! В конце занятия я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего занятия – профессия «Кондитер». Учащиеся составляют синквейны в группах. После проведения мероприятия я предложила обучающимся анкетирование, где заранее были предложены вопросы. Что нового я узнал?; Что мне понравилось? Было ли мне интересно? Что запомнилось больше всего? Проведение мероприятий по ознакомлению с различными профессиями на уроках внеурочной деятельности в начальной школе зависит, прежде всего, от возраста и особенностей самих обучающихся. На этих занятиях формируется положительное отношение к труду, осознается необходимость труда для общества, а отсюда появляется желание быть полезным обществу.