Конференции

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Прищепа Светлана Анатольевна,
Воспитатель ГПД,
ГБОУ прогимназия № 130 Выборгского района,
г. Санкт-Петербург
Какую профессию выбрать? Этот вопрос всегда возникает у человека, когда он осознается себя, как личность. Сначала ребенок хочет такую же профессию, как и его родители. Затем мир вокруг него расширяется, и он уже проявляет интерес к другим профессиям.
Одной из форм внеурочной деятельности в начальной школе становятся мероприятия, посвященные обзору различных профессий существующих в мире на сегодняшний день.
Не стоит забывать историю возникновения тех или иных профессий. Почему некоторые профессии исчезают, другие появляются?
Мероприятия, проводимые на эту тему, должны быть:
·          систематическими, целенаправленными;
·          ориентированы на ознакомление обучающихся о многообразном мире профессий.
Цель – сформировать у обучающихся мотивацию к труду, информировать и расширять кругозор обучающихся начальной школы о разнообразном мире профессий, заинтересованности к приобретению профессии.
Задачи:
1.         Стимулирование и мотивация обучающихся к личностному развитию.
2.         Расширение кругозора о различных профессиях.
3.         Формирование у обучающихся представлений о сферах трудовой деятельности.
4.         Формирование универсальных компетенций обучающихся:
·          Способность работать в коллективе, учитывать и терпимо относится к этническим, социальным и культурным различиям.
·          Способность к самоорганизации и самообразованию.
Направления деятельности педагога:
·          Привлечение обучающихся к данной теме, поддержка их личностного развития, участие в мероприятиях, проводимых во внеурочное время.
·          Организация работы и воспитательное сопровождение познавательной активности обучающихся.
·          Информационное обеспечение.
·          Организация и создание условий для формирования и развития универсальных компетенций обучающихся.
В начальной школе обучающиеся знакомятся более подробно с профессиями своих родителей, начинается осуществляться начало системной работы по расширению знаний с различными отраслями производства. В дальнейшем в третьем и четвертом классе – продолжается знакомство с различными профессиями, расширяются знания о профессиях, необходимых для нашего города.
В своем классе я применяю различные формы деятельности: творческие работы, конкурсы, классные часы, викторины, игры. При проведении различных мероприятий, направленных на расширение кругозора о различных профессиях педагог обязательно должен учитывать возрастные особенности обучающихся.
В младшем школьном возрасте психологической особенностью является копирование взрослых. Поэтому и ориентация у обучающихся на ближайшее окружение – родителей, родственников, учителей. Вторая особенность для этого возраста – мотивация результата, а она, прежде всего, направлена на учебу. Осмысление обучающимися своих достижений в учебе, а также приобретенный опыт учебной, игровой и трудовой деятельности создает основу представления о желаемой профессии. Учебная и трудовая деятельность способствует формированию воображения, происходит обогащение представления об основах различных видов труда, обучающиеся представляют себя в определенной профессии.
Одним из основных способов организации занятий по профориентации является:
·          Проведение беседы, педагога, с обучающимися.
·          Встречи с интересными людьми.
Цель – формирование у учеников начальной школы представления о многообразии профессий.
Для реализации данного мероприятия, педагог должен учитывать: возраст, интересы; технические возможности; временные ресурсы.
Представляю план одного из проведенных мной занятий, посвященному профессии - «Кондитер».
Цель – расширение знаний обучающихся о профессии - кондитер.
Возрастная аудитория – 7-8 лет.
Материалы – видеопроектор, слайды, рисунки учащихся по теме: «Какие профессии я знаю?», кухонные принадлежности, продукты для приготовления пирожного «Картошка».
Организационный момент.
Прочитайте на слайде стихотворение.
Кем я быть хочу, друзья,
Вам отвечу сразу я.
Потому, что точно знаю:
Быть кондитером мечтаю.
Приготовлю торт прекрасный,
Нежное печение
И пирожных самых разных
Вам на день рождения.
О ком это стихотворение? (О кондитере)
Посмотрите, что у нас лежит на столе? Какая тема нашего занятия? (ответы учащихся).
Воспитатель: Когда вы подрастете и станете взрослыми, придет время и вам выбирать профессию. Посмотрите на свои рисунки, которые вы приготовили к занятию. Сколько различных профессий! А сейчас целью нашего занятия является расширение знаний о профессии «Кондитер», уважительное отношение к труду и людям разных профессий.
Воспитатель: Наше занятие мы начнем с самого главного вопроса: «Что такое профессия?». Ответы учащихся. Возьмем Толковый словарь И. С. Ожегова.
Ученик читает определение: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Воспитатель: - Какой профессии посвящено наше занятие? (Кондитеру). А вы знаете, что это одна из самых вкусных профессий? Эта профессия предполагает не только вкусно и качественно приготовить сладости, но и умение красиво их оформить. Первооткрывателями кондитерского ремесла принято считать арабов. Считается, что слово «Кондитер» пришло из Италии. В Италии даже существовали целые династии кондитеров.
- Кто знает пирожное «Буше»? (ответы учеников). А знаете ли вы, что французский кондитер Буше не стеснялся ставить свою подпись на коробках со сладостями.
- Каждый кондитер стремиться произвести впечатление внешним видом своего творения.
Воспитатель: - Посмотрите на экран. Это самая большая конфета в мире – медведь. Рост – 1,68 м, при взвешивании показала, что вес ее составил – 633 кг.
Всем известная конфета Сhupa-Chups в 1995 году успела побывать в космической невесомости. Именно эти конфеты были на космической станции «Мир».
Каждую весну, 3 мая в России отмечается День кондитера. Во всем мире признано, что самое вкусное мороженое, самый сладкий пряник - Тульский из России, созданы руками российских кондитеров.
Профессия кондитер требует от человека наличие тонкого вкуса, хорошего обоняния, вкусовой памяти, а также творческого воображения.
Профессия кондитер была и будет востребована во все времена.
Физкультминутка
Это легкая забава -
Повороты влево – вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: - Кто пробовал, пирожное «Картошка?». Его не надо печь.
Рецепт пирожного находится на экране. Сейчас мы с вами будем готовить это пирожное, но сначала я предлагаю вам разделиться на 7 групп.
Ученики готовят пирожные.
Воспитатель: - Молодцы! Какие красивые у вас пирожные, вы сегодня хорошо поработали!
В конце занятия я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего занятия – профессия «Кондитер».
Учащиеся составляют синквейны в группах.
После проведения мероприятия я предложила обучающимся анкетирование, где заранее были предложены вопросы.
Что нового я узнал?;
Что мне понравилось?
Было ли мне интересно?
Что запомнилось больше всего?
Проведение мероприятий по ознакомлению с различными профессиями на уроках внеурочной деятельности в начальной школе зависит, прежде всего, от возраста и особенностей самих обучающихся. На этих занятиях формируется положительное отношение к труду, осознается необходимость труда для общества, а отсюда появляется желание быть полезным обществу.
2021-06-24 12:32 Июнь 2021