МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА
Степанова Валентина Владимировна, Учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ с.Выселки, с. Выселки Самарской области
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
На протяжении всей истории общества проблема патриотизма и гражданственности являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых и, конечно, педагогов. Что же такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание молодежи – одна из главных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последнее время. Это отражается в духовных ценностях, в отношениях к событиям в нашей истории. Мы видим, что у детей изменены представления о патриотизме, о твердости духа, о доброте. В современном мире материальные качества преобладают над моральными. И одной из приоритетных задач образования является воспитание истинного патриота, который любит свою Родину. В воспитании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения большое значение имеют все учебные дисциплины, но особая роль принадлежит литературе. Именно на уроках литературы многие художественные произведения дают прекрасную основу для анализа идейно - политических проблем, вопросов нравственного становления личности. «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором должна отразиться народная любовь к добру и правде» - писал Л.Н. Толстой. На различных этапах изучения русской литературы формируется гражданские взгляды. На уроках при знакомстве с произведениями устного народного творчества, древнерусской литературы ребята узнают об исторических фактах, народных героях, идеалах, народной мудрости. Также нельзя оставить без внимания тему «Поэты о родной природе» как одно из проявлений патриотизма. Первые детские впечатления от родной природы запоминаются навсегда и часто находят отражение в отношении человека к природе, к Родине. Одна из главных задач на уроках литературы – это научить понимать и любить красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему окружающему ребенка с детства. И, конечно, на уроках литературы при воспитании патриотизма нельзя обойти без внимания произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе и поэзии раскрываются проблемы долга и ответственности за судьбу Отечества, нравственного выбора и патриотической памяти. Следует отметить, что при изучении произведений военной тематики можно проводить нетрадиционные формы урока: уроки мужества («Мы память в сердце сохраним, мы твердо Родине вещаем»), устный журнал («Страницами военных лет»), музыкально-литературные композиции («Неугасима память поколений»). Они обладают большим эмоциональным воздействием и несут глубокий патриотический смысл. После изучения произведений о Великой Отечественной войне, можно посетить с обучающимися соответствующий музей, парк Победы. Ведь только увидев собственными глазами военную технику, представив себе, что все эти орудия могут быть направлены на тебя, прочувствовав боль побывавших на войне людей, можно понять ужас тех лет. В.А. Сухомлинский говорил: «Красота нравственных ценностей человека становится богатством души ребёнка тогда, когда её смысл раскрывается на ярких примерах, волнующих сердце». Поэтому широко использую в своей практике примеры из жизни и деятельности знаменитых людей, бывших фронтовиков. «Учат слова, но увлекают примеры»,- говорит латинская пословица. Очень интересны для обучающихся встречи с участниками Великой Отечественной войны, с тружениками тыла. Их рассказы эмоционально влияют на школьников, вызывают у них чувство гордости и уважения к людям, защищавшим страну в суровые годы. Любовь к русскому языку – это одно из проявлений патриотизма. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, происходит интеллектуальное развитие ребенка, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность. В отличие от остальных учебных предметов, русский язык как родной выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и, во-вторых, средством изучения всех остальных дисциплин. В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, используются разные методические приемы, например, комментирование, фронтальная беседа, написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма, где объясняется патриотический смысл содержания текстов, упражнений учебника или текстов изложений и сочинений. Полезной практикой является использование на уроках русского языка местного краеведческого материала, который удобно анализировать и применять для записи различного рода примеров. Одновременно с этим он позволяет школьникам задумываться над многими жизненными вопросами, осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Большие возможности для формирования гражданской позиции ребенка имеет краеведение. Так, например, при изучении разделов «Лексика» и «Морфология» обучающиеся знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают историзмы и архаизмы своего края. Немалое значение в воспитании патриотизма имеют и пословицы, которые применяются при усвоении различных тем в процессе всего обучения, например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс) или «Прилагательные полные и краткие» (5 класс) и т.д. Работа с таким разделом русского языка как «Фразеология» тоже является одним из способов воспитания патриотизма. На таких уроках происходит обогащение словаря обучающихся, расширение кругозора. Обращаясь к фразеологическим словарям, ученики узнают историю своего народа, быт, обычаи, традиции, происхождение профессий. Таким образом, воспитание патриотизма – это непрерывная работа по развитию у обучающих чувства гордости и уважения за свою Родину и свою нацию, уважение к ее известным свершениям и достойным страницам прошлого, тем самым реализующие цели и задачи ФГОС второго поколения. Роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить. Литература: 1.Вопросы воспитания на уроках русского языка. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 1965. - 179с. 2.Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. - М.: Просвещение, 1973. - 205с. 3. Никитина Л. Е., Звонарёва Л. У. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства: [Методологический аспект в истории отечественной педагогики] // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С. 3 – 12.