ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Хахалева Марина Геннадьевна, методист, Водяной Алексей Юрьевич, методист, Водяная Екатерина Владимировна, заведующий отделом, ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества», г. Белгород Современная система образования расставила перед образовательными организациями приоритеты о «превращении жизненного пространства обучающегося в мотивирующее пространство», нацеленное на обучение и воспитание профессиональной и социально компетентной личности, способной к творчеству, саморазвитию и самоопределению, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. От того какими интеллектуальными и профессиональными качествами будет обладать личность, от её активности и нестандартности в решении проблем зависит дальнейшее развитие общества. Сегодня выпускник школы должен обладать не только определёнными знаниями, умениями, навыками по итогам обучения и воспитания, но и уметь модифицировать их в набор ключевых компетенций для дальнейшего использования в своей жизнедеятельности. В целях формирования компетентной личности необходимо применять инновационные методы обучения, которые отражают социально-экономические процессы жизни, вводят учащегося в систему духовно-нравственных ценностей, развивают инициативность, самостоятельность, критичность мышления. Сформировать компетенции у школьников можно при систематическом включении их в проектную деятельность, которая является одной из форм системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, позволяющая повысить интерес к предмету, развить учебную мотивацию, углубить знания по предмету, сформировать ключевые компетенции. Считается, что основоположниками метода проекта являются американские педагоги и философы Дж. Дьюи и У. Килпатрик, которые рассматривали организацию обучения (учебную деятельность) по принципу «Всё из жизни, всё для жизни». Дж. Дьюи говорил: «Применение в школе различных форм активной работы будет способствовать полному обновлению школьной атмосферы. Это даст ребёнку возможность приспосабливаться к жизни, а школа станет для него домом, вместо того, чтобы оставаться только местом, где ребёнок продолжал бы учить сухие уроки, которые имеют отдалённое отношение к тому, что может понадобиться ему в жизненном пути». Рассматривая особенности метода проектов, доктор педагогических наук Е.С. Полат отмечает, что метод проектов должен заинтересовывать и привлекать внимание детей к поставленным проблемам, в свою очередь, знания, полученные в результате проектной деятельности, ребёнок будет применять в будущем на практике. Проанализировав научно-педагогическую литературу, мы можем сделать вывод, что проектная деятельность – это технология продуктивно-познавательной деятельности, которая позволяет ребенку найти собственный путь к новым знаниям, развить индивидуальные творческие способности, навыки самостоятельного конструирования собственных знаний и применять их в решении когнитивных и практических задач. В педагогической литературе можно найти различные подходы по классификации проектов. Традиционно выделяют следующие виды проектов: проекты по доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие); и практико-ориентированные проекты (нацеленные на социальные интересы самих участников проекта). Информационный проект – это учебное исследование учащегося по сбору информации по выбранной или заявленной проблеме, завершающим результатом которого является обязательное представление (презентация) с полученной информацией широкой аудитории (в роли которых, могут выступать родители, педагоги, сверстники). Работа над информационным проектом состоит из нескольких этапов. 1. Постановка проблемы. 2. Проектирование/планирование информационного проекта (определение целей, актуальности, задач и предполагаемых результатов, разбор и оценка предстоящей деятельности, составление плана проекта (плана работы). 3. Поиск информации: – изучение источников информации. Источниками информации могут быть: статистические данные, результаты опросов общественного мнения (в том числе собственные проведенные опросы среди сверстников), известные факты, высказывания знаменитых людей по какому-либо вопросу; – обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами). Обязательным условием любого проекта является наличие аргументированных выводов по проблеме исследования. 4. Продукт проекта. Младшие школьники могут подготовить доклад или реферат. Следует отметить, что с развитием информационных технологий, социальных сетей, и умений младших школьников ориентироваться в информационно-коммуникативной сети Интернет, результатом информационного проекта может быть заметка для группы класса или школы, в социальной сети: видео скетч, статья для паблика. 5. Презентация (представление) готового проекта. Как мы уже отмечали ранее, по итогам работы над информационным проектом, учащийся делится полученной информацией с широкой аудиторией. Необходимо подчеркнуть, что информационные проекты всегда должны иметь хорошо придуманную структуру или детально проработанную модель. В процессе работы над проектом она может быть скорректирована. Практика показывает, что информационные проекты чаще всего интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью. Важно отметить, что большую роль в развитии познавательного интереса к проектной деятельности играют родители. Совместная работа над проектом позволяет не только получать удовольствие от совместной работы, но и таким образом создать условия для успеха своего ребёнка. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. Главным моментом при формировании компетенций средствами информационных проектов является стимулирование обучающихся к участию в проектной деятельности. Например, по итогам образовательного раздела в форме контрольного мероприятия, обучающимся необходимо подготовить информационные проекты. Для развития проектных умений и навыков можно организовать работу по обучению проектной деятельности, или создать объединение детского проектного офиса. На занятиях в объединении учащиеся смогут научиться проектировать новые виды продукции, услуг. В этом направлении возможно сотрудничество общеобразовательного учреждения с конкретным учреждением дополнительного образования по осуществлению внеурочной деятельности в той или иной конкретной предметно-практической области знания. Это могут быть станции юных натуралистов или учреждения дополнительного образования общего профиля. Также можно привлекать к подготовке информационных проектов обучающихся специалистов разных сфер жизнедеятельности. Например, ребёнку необходимо подготовить информационный проект про Белгородчину. Проект связан с поиском и обработкой информации, его оформлением, подготовкой публичной презентации. Для этого можно привлечь к работе библиотекаря или краеведа, педагогов информатики и русского языка. Проектная деятельность обучающихся – высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством педагога. Именно поэтому необходимо стимулировать учащихся к занятиям проектной деятельностью. По данным отечественных и зарубежных исследователей, 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся в основном самостоятельно, лишь с небольшой помощью педагога. С целью формирования навыков самостоятельной работы необходимо не только обучить ребёнка выполнять проектную работу, но и создавать её, развивая, таким образом, когнитивные компетенции. Грамотно согласованные содержание и формы обучения с интересами ребёнка будут способствовать стремлению к познанию нового. Для этого можно проводить конкурсы проектных идей. По итогам конкурса, лучшие проектные идеи могут быть реализованы в школе, в учреждении дополнительного образования, а авторов лучших работ можно наградить грамотами, благодарностями. Сегодня дети имеют доступ к современным коммуникационным технологиям и технике, которую можно использовать для приобретения новых знаний, умений, реализацию внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации и творческом её использовании. Что в свою очередь приведёт к наполнению новым содержанием и углублению имеющихся знаний детей, расширению их кругозора и реализации индивидуальных склонностей, интересов, способностей в познавательной и продуктивной творческой деятельности. Поэтому к основным урокам по изучению какого-либо предмета необходимо использовать информационные ресурсы. Например, циклы лекций мультфильмов «Краткая история всего» и детский портал «Пустунчик» (с фотографиями по темам географии, биологии, истории, изобретений), обучающие ролики «Минутная история» (50 обучающих видеороликов длительностью в 1 минуту расскажут о многих важных событиях, значимых личностях и интересных фактах из истории России). Ещё одним необходимым условием, по нашему мнению по формированию компетенции обучающихся является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу над проектами. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя наибольшую часть работы над проектом, а могли помочь младшему школьнику советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны. Это все способствует поддержанию мотивации и обеспечения самостоятельности школьника при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе всей семьёй над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья». Таким образом, в результате работы над информационными проектами (сравнение и анализ информации, обобщение и её систематизация, умение делать умозаключения) у обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные и информационные компетенции. Правильная организация проектной деятельности помогает формированию интеллектуальных умений обучающихся, от которых будет зависеть успешность дальнейшего обучения. Список литературы: 1. Колесникова О.А. Теоретические аспекты проектной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26539882 2. Хайрулина О.Э. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы учащихся средней школы [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23276/ 1/RSVPU_2017_718.pdf.