ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»
Нижегородова Наталия Валериевна, Воспитатель, МДОУ д/сад №109 город Рыбинск, Ярославская обл. Цель: создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов работы, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Задачи: · Совершенствовать компетентность педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. · Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечить работу по профилактике речевых нарушений. · Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между педагогами ДОУ. Вводная часть Проблемы речевого развития по-прежнему остаются актуальными и в нашем детском саду. Поэтому важно изначально вести качественную работу по профилактике в данной области развития. К какому результату нужно стремиться? Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО стр.31) Какую именно работу нужно проводить по речевому развитию в дошкольном возрасте? Речевое развитие включает: · владение речью как средством общения и культуры; · обогащение активного словаря; · развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; · развитие речевого творчества; · развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; · знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; · формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. («От рождения до школы» ООП ДО стр.93) Практическая часть: Организационный момент: участники занимают места за 5 столами, на которых подготовлены дидактические игры, согласно направлениям работы по речевому развитию, которые отражены на демонстрационных карточках. Направления работы по речевому развитию в ДОУ: · Формирование словаря · Звуковая культура речи · Грамматический строй · Связная речь · Подготовка к обучению грамоте Для практикума педагогам по каждому направлению работы предложен следующий порядок разбора дидактических игр: 1. Словесная игра с мячом (проводит ведущий практикума) 2. Разбор представленной игры педагогами: ведущий и педагоги показывают разные варианты данной игры. 3. Самостоятельная работа в малых группах (по каждому направлению работы): представление и показ предложенной игры, вариативность использования. 4. Презентация самостоятельно выбранной игры (в случай затруднения, игру представляет либо проводит ведущий) Примерный перечень игр по направлениям работы: · Формирование словаря 1. «Чей хвост, чья голова…» - употребление притяжательных прилагательных 2. «Назови одним словом» - употребление обобщающих понятий 3. «Антонимы» - употребление антонимов – наречий, прилагательных 4. Напр., «Скажи ласково» (сын – сыночек, мама – мамочка…) – образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом · Звуковая культура речи 1. «Цепочка слов» - определять в слове первый и последний звук 2. «Конструктор» - развитие навыка языкового анализа 3. «Скороговорки» - развитие просодической стороны речи 4. Напр., «Сломанный телефон» - развитие фонематического слуха · Грамматический строй 1. «Мой, моя, моё» - согласование местоимений с существительными 2. «Предлоги» - употребление предлогов в речи, использование схем предлогов 3. «Слова и числа» - согласование существительных с числительными 4. Напр., «Что бывает широкое, длинная, высокий…» - согласование прилагательного с существительным в роде (обратить внимание на произношение детьми окончаний слов) · Связная речь 1. Составление описательного рассказа о мяче с использованием мнемотаблицы – развитие навыков составления описательного рассказа 2. «Графические планы составления рассказов» - развитие навыков пересказа 3. «Готов ли ребенок к школе» - составление рассказа по серии картин с последовательно развивающимся сюжетом 4. Напр., «Я начну, а ты продолжи» - составление творческого рассказа по цепочке · Подготовка к обучению грамоте 1. «Подбери определение к своему имени» (например, Наталия – настойчивая) 2. «Азбука» - формировать зрительный образ буквы 3. «Ребусы» - развитие мышления 4. Напр., «Кроссворды» - развитие психических процессов Итог: цель нашей встречи достигнута, поставленные задачи решены, завершаем наш практикум. Оценка: уверена, что наша встреча вдохновила вас на применение предложенных игр, методов в работе по профилактике речевых нарушений. Предлагаю жестом отметить результат нашей работы.