Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «АЖУРНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ»

Храпова Надежда Васильевна,
социальный педагог
ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Вера»
город Харабали
В современном мире все больше внимания уделяется проблемам, связанным с социальной активностью и ее реализацией в молодежной среде. И от того, как будут решаться эти проблемы, напрямую зависит, какое поколение будет жить в современном обществе: поколение скучных, безразличных, агрессивных людей, для которых главная жизненная ценность – обогащение или поколение людей творческих, любознательных, увлеченных.
На формирование личности действует три фактора: среда, наследственность и воспитание. Среда, которая окружает формирующуюся личность ребенка, иногда заставляет желать лучшего. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в настоящее время в молодежной среде формируются радикальные взгляды и убеждения. Средства массовой информации пропагандируют секс, насилие и вредные привычки. Наследственность тесно связана с экологией, которая влияет на генофонд нации, наличие физических и умственных болезней. Мы дышим отравленным воздухом, пьём загрязнённую воду, едим пищу, напичканную пестицидами. Употребление спиртных напитков, наркотиков, недостаточность белкового питания ведёт к дебилизации нации.
В процессе формирования личности воспитание играет главенствующую роль. И, конечно, семья – главный институт воспитания. Но, к сожалению, год от года увеличивается рост разводов и, как следствие, увеличивается число детей, воспитывающихся в неполных семьях. Школа, несмотря на её старания, не в состоянии дать ребёнку всестороннее образование и полноценное развитие личности. Чёткий школьный распорядок подавляет потребность ребёнка играть, двигаться, отдыхать, когда ему это необходимо. Отсюда возникает неприятие школы у многих детей.
Из всего вышесказанного следует, что семье и школе необходима дополнительная помощь в образовании и воспитании детей. Эту роль несут учреждения дополнительного образования и творческие объединения при них.
Воспитание творческой личности ребёнка – основная задача педагога.
Задача взрослых – помочь ребёнку найти свою сферу труда, сделать всё для того, чтобы ребёнок смог проявить себя максимально. Это даёт маленькому человеку ощущение полноты жизни. Любовь к труду – лучшее наследие, которое могут оставить взрослые детям.
«Способности человека раскрываются и совершенствуются прежде всего в творческой деятельности, которая требует напряжения и выявления всех человеческих сил. Развитие личности требует глубоко продуманного педагогического руководства» (Л. В. Кузнецова «Гармоничное развитие личности младшего школьника»). В каждом детском коллективе нужен специальный настрой на инициативу и творчество, на развитие потребности в творчестве у каждого ребенка. Всё это открывает перед педагогами новые проблемы.
Актуализация проблемы воспитания творческой личности ставит перед необходимостью внесения нового в методику обучения, обеспечения более высокого уровня самостоятельности детей, доверия к ним. Поэтому в основу теории образования положена гуманистическая личностно – ориентировочная модель воспитания.
«Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной и внешкольной работы, участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях». (Б. Лихачёв «Педагогика»)
В дополнительном образовании делается акцент не только на развитие ребёнка, педагог устремляется на работу с конкретным ребёнком и, развивая его, приобщает к общественным условиям и социальным ценностям.
Выделены следующие основные принципы дополнительного образования, помогающие педагогам правильно организовать свой учебно-воспитательный процесс:
1. Приоритет добровольности, самореализации детей.
2. Преемственность основного и дополнительного образования.
3. Многообразие видов деятельности, нацеленных на удовлетворение запросов детей.
4. Динамичность образовательного процесса, мобильная его адаптация к возрасту ребёнка, уровню его развития и социальным условиям.
5. Обеспечение совместного жизнетворчества, сотрудничество педагогов и детей.
6. Гуманизация и индивидуализация творчества.
8. Система дополнительного образования – открытая социальная воспитательная система.
Каждый педагог в своём творческом объединении должен создать благоприятные условия для умственного, духовного, нравственного физического развития воспитанников, помочь им адаптироваться в современных условиях жизни. Исходя из принципов и целей дополнительного образования, педагог должен наметить конкретные задачи, направленные на достижение задачи, направленные на поэтапное достижение цели:
1. Обеспечение досуговой деятельности.
2. Решение задач по выполнению психофизических сил ребенка, восстановлению его здоровья, развитию творческих способностей (рекреация).
3. Приобщение ребёнка к тем ценностям, которые не даются в рамках школьного образования (компенсация).
4. Социализация детей (приобретение качеств, необходимых для жизни в обществе).
5. Воплощение собственных индивидуальных творческих интересов ребёнка, а также дарование способностей и воплощение их в реальную жизнь.
Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности к реализации своих способностей.
Задача педагога дополнительного образования - развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы он мог успешно действовать в разных видах деятельности, научился выполнять творческую работу с максимальной отдачей сил, творчески подходить к поставленной цели и доводить начатое дело до конца.
На занятиях кружка «Ажурное вырезание» я использую различные методы и приёмы для создания условий, способствующих развитию, воспитанию творческой личности ребёнка: словесный метод, наглядный метод, практический метод, метод стимулирования, метод поощрения, метод коллективной творческой деятельности. Главная задача занятий в кружке «Ажурное вырезание» - обучение ребёнка основным навыкам владения ножницами и канцелярским ножом, создавая на бумаге различные узоры и картины, постоянное совершенствование творческих навыков и мастерства, развитие художественного и эстетического вкуса, чувства гармонии, образного мышления, воспитание у детей чувства товарищества, взаимовыручки, самостоятельности, коллективизма. На занятиях кружка дети знакомятся с историей возникновения художественного вырезания из бумаги, с названиями этого старинного вида творчества у разных народов и стран, придумывают шаблоны и цвета для будущих работ.
Самый важный момент в учебно-воспитательном процессе – пробудить у ребенка интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства. Чтобы это произошло, нужно привлечь внимание ребёнка к конечному результату деятельности, вселить в него уверенность в том, что он сможет сделать это. Развитие художественного вкуса, умение подбирать цветовые сочетания способствуют наблюдение, сравнение, сопоставление во время обсуждения готовых работ. В конце каждого занятия я, как педагог, говорю об успехах и хороших результатах каждого ребенка. Ученика, потерпевшего неудачу, стараюсь поддержать, подбодрить, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд, и тогда он пойдет к намеченной цели и достигнет её. Конечно, помощь должна быть ненавязчивой, она не должна унижать ребёнка, задевать его самолюбие. Функция подавления, контроль со стороны педагога заменяется на контроль, стимулирующий развитие личности. Эмоциональный климат взаимоотношения педагога и воспитанника способствует тому, что дети с удовольствием идут на занятия. Психолог проводил анкетирование и один из вопросов анкеты был: «Как вы проводите своё свободное время?». Многие дети написали, что любят посещать кружок, и что занятия в кружке пробудили у них интерес к рукоделию.
Огромное удовольствие получают дети, когда принимают участие в оформлении залов, кабинетов к праздникам. С огромным энтузиазмом, энергией и желанием быть полезным, каждый ребёнок вносит свой посильный вклад в общее дело, получая моральное и эстетическое удовлетворение от выполняемой работы.
Таким образом, осуществление педагогических задач, предполагающих реализацию в деятельности кружка «Ажурное вырезание из бумаги», направленность занятий кружка на развитие мелкой моторики, гибкости и оригинальности творческого мышления, самостоятельности обучающихся, способствуют развитию творческих способностей детей. Занятия в кружке представляют возможность расширить и развить кругозор, привить устойчивый интерес к рукоделию, совершенствовать память и речь, эффективно решать задачи нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
2021-07-31 13:30 Июль 2021