РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Гусева Ирина Николаевна, учитель географии и основ православной культуры, МОУ «РПКГ», г. Саратов Аннотация. В работе освещены актуальные вопросы познавательно-исследовательской деятельности детей как одного из видов деятельности, определяющей ход личностного развития ребенка. Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, исследовательское обучение, социально-коммуникативное развитие, культурные практики. В период, когда кординально меняются качественные подходы к содержанию современного образования, особенно важна продуктивная реализация образовательной и воспитательной деятельности, поскольку именно в образовательных учреждениях закладывается своеобразный базис знаниевой составляющей обучающихся. На учителя возлагается особая миссия – подготовить ребенка не только к социализации в школьной среде, но и к жизни в целом. Да, звучит громко, броско, но это неопровержимый факт. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в образовательном и воспитательном процессе необходимо акцентировать внимание на исследовательскую деятельность детей, соблюдая преемственность. Далеко не случайно глава Российской академии наук Александр Сергеев предложил дополнить Единый государственный экзамен заданиями на развитие креативного мышления у подростков [3]. По мнению А. Сергеева, задания на креативность позволят сделать так, чтобы старшеклассники больше занимались творчеством и меньше заучиванием материала. Глава Российской академии наук считает, что подростки в 11 классе перестают расширять свой кругозор, а только концентрируются на выбранных экзаменах, забывая, про все остальные предметы. Он отметил, что в настоящее время экзамен не позволяет тренировать школьников на развитие творческого и креативного начала. Именно поэтому одним из способов развития креативного мышления школьников является внедрение в практику познавательно-исследовательской деятельности. И начинать это внедрение необходимо, как уже было отмечено выше, как можно раньше. Сегодня одним из главных направлений в системе образовании является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где зачастую необходимо проявлять исследовательское поведение. Так, Хмелькова Е.В. выделяет экпериментирование в качестве основного вида поисковой деятельности [4], поскольку сама поисково-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, выступает средством и механизмом социально-коммуникативного развития школьников. По выражению Поддъякова А.Н., принципиальным отличием ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности от других видов является то, что в ней цель деятельности не поставлена, цель выявляется и проясняется во время исследования [2]. (Заметим, что это полное соответствие требованиям ФГОС!) При этом ребенок может сам предложить тему исследования, а взрослый будет выступать в качестве модератора. Можно поспорить, что для младшего школьного возраста такой подход слишком сложен. Но ведь мы и учитываем уровень темы и проблемы исследования! Главное – дать волю творческому подходу ребенка, не пресекать его энтузиазм и любознательность. Он непременно должен оказаться в ситуации успеха, а педагог, выступающий в роли модератора, должен способствовать этому. Только почувствовав себя «ученым», школьник проявит дальнейший интерес к исследовательской деятельности. Всегда следует помнить, что активность детей идет от активности, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, в дальнейшем становятся продуктом самого ребенка, поскольку он их воспринимает и принимает как свои собственные [2]. На основе этого педагог создает необходимые условия для формирования познавательных действий, которые, в свою очередь, ложатся в основу становления сознания ребёнка. Параллельно происходит целенаправленное развитие воображение, творческой активности. Обобщая вышесказанное, мы приходим к понятию «культурные практики», которое так же применительно в рамках исследуемой проблемы. Согласно Крыловой Н.Б., культурные практики– это автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми, приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали, волевых усилий [1]. Культурные практики подразумевают, в первую очередь, поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения, нацеленных на удовлетворение различных прагматических и познавательных потребностей. Примечательно, что главная особенность культурных практик заключается в том, что естественный ход познания преобразовывается в образовательную деятельность. Таким образом, можно констатировать, что: - познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место в обучении и воспитании школьников; - основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей; - является средством и механизмом социально-коммуникативного развития; - в процессе познавательно-исследовательской деятельности наиболее ярко проявляется саморазвитие детей. Было бы не вполне корректно отмечать только позитивные изменения. Конечно, имеется и ряд моментов, требующих в дальнейшем более детального подхода в разрешении объективных и субъективных проблемных ситуаций. В частности, это: - недостаточная материально-техническая база для проведения исследований с детьми; - соответствие выбранной ребенком темы исследования программным требованиям (в этом случае важно корректно перенаправить его идею в нужный формат исследования); - соблюдение всех этапов исследования (наибольшая сложность возникает в начале – создание условий для мотивации, и в конце – убеждение в обоснованной необходимости завершить исследование, т.к. некоторые исследования требуют определенных временных рамок, а у ребенка не всегда достаточно терпения, чтобы подождать какое-то время). Список используемой литературы и источников: 1. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики: Кн. для молодого педагога, ищущего альтернатив. Пути в педагогике / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. – М.: Нар. образование, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 441 с. 2. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов факультетов психологии. М.: Российское психологическое общество, 1998. – 463 с. 3. Официальный сайт электронного издания «ГАЗЕТА.RU» // Электронный ресурс: URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2019/11/25/n_13736906.shtml (дата обращения 20.07.2021 г.) 4. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности школьников // Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-doshkolnikov/viewer (дата обращения 20.07.2021 г.)