ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Романова Марина Александровна Учитель Рюмина Мария Николаевна Воспитатель ГКОУ «Большемурашкинская коррекционная школа-интернат» р.п. Большое Мурашкино 1. Использование компьютерных технологий Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности. Компьютерные технологии обучения – процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Мы работаем с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения. Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого обучающегося. Одним из таких условий является использование ИКТ во внеклассной работе в коррекционной школе. Задачи ИКТ в коррекционном воспитание: · развитие психических функций обучающегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.; · знакомство с информационными процессами в современном обществе; · формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач; · формирование коммуникативных способностей; · развитие творческих способностей; · индивидуализация обучения; · использование компьютера как средства познания. Применение компьютерных технологий позволяет нам: • наполнить занятия новым содержанием; • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность воспитанников; • формировать элементы информационной культуры; • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; • идти в ногу со временем.
2. Мультимедийный способ подачи информации
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время. Использование звука, безусловно, оживляет презентацию. Однако нужно помнить, что если предполагается сопровождать презентацию объяснениями, то количество звуковых эффектов должно быть сведено к минимуму и использоваться только в тех местах показа, где не предусмотрена беседа и объяснение педагога. Музыка, звуки природы, шумовые эффекты, использованные в учебных материалах, должны отражать реальную картину звуков окружающего мира, быть доступными для понимания и легко узнаваемые детьми с ОВЗ. В своей работе мы используем метод проектной деятельности. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность обучающихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Использование этой технологии даёт воспитанникам не только возможность больше работать самостоятельно, развивать свои способности, взаимодействовать в команде, но и умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.). Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на занятиях трудно переоценить. Использование мультимедийных презентаций в нашей педагогической деятельности способствует: · повышению эффективности усвоения материала детьми; · повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная); · активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук; · формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития; · созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности; · подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях. Презентации Power Point использую на различных этапах внеклассного занятия: · в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; · как сопровождение моего объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.); · как информационно-обучающее пособие; · для контроля усвоения материала детьми. На самоподготовке проводим коррекционные работы перед началом выполнения домашнего задания по предметам: математика – устный счет; письмо - задания буква убежала, чтение – артикуляционная гимнастика. При этом использование информационных технологий проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровье сберегающий режим обучения. Время роботы с ИКТ строго регламентируется и составляет не более 15 минут в начальных классах. В течение занятий проводим физкультурные минутки, зарядку для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей. Использование ИКТ на общешкольных мероприятиях внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. -Подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер (показ слайда, видео и т.д.) -Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки. -Работа школьного пресс-центра. И здесь в качестве самого красноречивого результата нашей деятельности можно представить школьную газету «Школьная жизнь». -Ведутся видеосъемки мероприятий. -Выпускные презентации на тему: «Какими мы были», «Наш класс». -Выпуск информационных буклетов. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
3. Современное компьютерное оборудование
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса: · как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.); · как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы); · как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио); · как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности); · как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища); · как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.). 4. Достоинства ИКТ 1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. 2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. 3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий. 4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям. 5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. 6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями. 7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса. 8. Повышают качество педагогического труда. 9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Имея компьютер, воспитатель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому занятию, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих занятий печатаю тестовые задания, карточки и так далее. Эффективность занятия в случае использования печатных материалов повышается вдвое: за занятие можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. 5. Вывод Какие выводы можно сделать, говоря о применении ИКТ в воспитательной работе коррекционной школы - интернат VIII вида. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с применением информационно-коммуникационных технологий заставляет воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиа образованности. В результате применения ИКТ в нашей школе значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей и воспитателей участия в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно-коммуникационных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающегося воспитанника в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога. Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей. Мы с вами делаем погоду в школе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком.
Литература
1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга» 2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4 (34) 3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3 4. Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html) 5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001 6. [Электронный ресурс] http://www.maaam.ru/detskijsad/ispolzovanie -ikt-v-korekcionoi-logopedicheskoi-rabote.html 7. [Электронный ресурс] http://skshiizb.dagschool.com/stranichka_ zamdirektora_po_ikt.php