Матченко Елена Анатольевна воспитатель МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР п. Туношна - городок 26 Плоскостопие– это деформация стопы, при которой уплощается ее свод и плоская подошва соприкасается с полом всей своей поверхностью. Плоскостопие - это болезнь, которая требует пристального внимания и своевременного лечения. Это на первый взгляд не опасное заболевание может привести к возникновению последующих заболеваний голеней, коленных суставов, позвоночника и даже внутренних органов. В период формирования стопы малыша необходимо ежегодно консультироваться у ортопеда, который может контролировать процесс. Примерно у 3% деток с плоскостопием оно является врожденным пороком развития, что выявляется сразу при рождении. А в остальных случаях плоскостопие приобретенное, оно формируется в процессе развития ребенка. Свод стопы образуется из костей и связок. Он позволяет распределять массу тела на опору равномерно и обеспечивает амортизацию во время бега и ходьбы. При плоскостопии свод деформируется, и вся подошвенная поверхность стопы распластывается, прилегает к земле или полу. Центр тяжести тела смещается, что способствует нарушению осанки. Факторы, способствующие развитию плоскостопия: 1. Наследственный фактор: предрасположенность ребенка к данной патологии, если в семье имеются случаи плоскостопия у близких родственников; 2. Повышенные нагрузки на ноги (повышенная масса тела; занятие штангой у подростков и др.); 3. Врожденная слабость связочно-мышечного аппарата стопы; 4. Паралич мышечно-связочного аппарата стопы (вследствие ДЦП или полиомиелита); 5. Рахит; 6. Травмы стопы. У детей, проживающих в городе, плоскостопие развивается в 3 раза чаще, чем у деревенских детей, имеющих возможность и привычку хождения босиком. Для правильного формирования стопы ребенку рекомендуется ходить босиком по траве, песку, мелкому гравию (гальке). Дома можно тренировать развивающуюся стопу хождением малыша в носках по рассыпанному гороху. При формировании стопы немаловажное значение играет нагрузка на нее: при малой двигательной активности ребенка вероятность развития плоскостопия выше. Это особенно важно в настоящее время, когда дети с малых лет «привязываются» к компьютеру, телевизору и очень мало времени проводят на улице. В итоге формируется не только плоскостопие, но и нарушение осанки. Так же для профилактики возникновения плоскостопия, необходимо правильно подбирать обувь ребенку. Обувь должна иметь небольшой каблучок (0,50) мягкий супинатор и жесткий задник. Ребенок не должен донашивать обувь других детей, так как в разношенной обуви неправильно распределяется нагрузка на стопу. «Неправильной» является не только плоская (совсем без каблучка) обувь, но и слишком узкая или слишком широкая обувь. Родители могут заподозрить развитие плоскостопия у ребенка по таким признакам: · при ходьбе ребенок «косолапит»: ступни заворачивает внутрь, тогда как стопы должны располагаться у ребенка при ходьбе параллельно; · ребенок наступает при ходьбе на внутренние края стоп; · жалобы ребенка на усталость при ходьбе, боль в спине и ногах, отказ от длительной ходьбы; выраженность жалоб с возрастом ребенка нарастает. ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия. В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей. Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки. В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста. Физические упражнения выступают основным средством предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста. Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод профилактики и реабилитации больных средствами физкультуры. Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания. Основным средством профилактики плоскостопия является ЛФК, которое понимается в широком смысле этого слова. Лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детского сада. Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. Цель ЛФК: 1. Поддержание оптимального двигательного режима; 2.Укрепление мышечного корсета в целом; 3.Развитие и укрепление мышц голени, стопы и пальцев; 4.Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период. Перед выполнением основных упражнений следует провести разминку: походить на носках, затем попрыгать на одной, а затем на двух ногах, выполнить хождение на высоких носочках, а затем на пяточках. Выполнив разминку можно преступать к выполнению основных упражнений: 1. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. 2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной, затем другой ногой. 3. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске. 4. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно. 5. «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. 6. «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях. 7. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног по полу, не касаясь его пятками.