РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Долженкова Ирина Владимировна, педагог – психолог, ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж», с. Дмитриевка В настоящее время большое внимание уделяется образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения – аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по адаптированной основной образовательной программе, которую самостоятельно разрабатывает Образовательная организация, опираясь на Закон об образовании, конкретный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерную адаптированную основную образовательную программу определенного варианта, иные документы и в соответствии с психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация рабочей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья включает следующие направления деятельности учителя: - анализ и подбор содержания; - изменение структуры и временных рамок; - использование адекватных форм организации учебной деятельности для детей с ОВЗ; - использование специальных коррекционно-развивающих технологических приемов; - использование специальных дидактических материалов, адаптированных для детей с ОВЗ. Алгоритм деятельности педагога по адаптации рабочей программы: 1. Осуществление педагогической диагностики. На основе результатов диагностических исследований уровня развития познавательной деятельности и речи составляется рабочая программа. Учитель сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей. Содержанием педагогической диагностики могут быть: А. Речевое развитие обучающегося. Б. Сформированность элементарных пространственных представлений. В. Развитие элементарных математических представлений. Г. Кругозор (общая осведомленность об окружающем мире). Д. Особенности поведения обучающегося в учебной ситуации. Е. Общие особенности поведения обучающегося. Ж. Общая характеристика деятельности. 2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета. Так учебные предметы по физической культуре, музыке и тд не нуждаются в адаптации. 3. Анализ образовательной программы но предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ. 4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами для детей с умственной отсталостью. 5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы. 6. Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся: - групповая, парная, индивидуальная; - проектная, игровая деятельность; - самостоятельная, совместная деятельность; - экскурсия, практикум, лабораторная работа и т. д. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: - Федеральным государственным образовательным стандартам; - примерным программам по отдельным учебным предметам; - учебному плану основного среднего образования (далее- 00); - федеральному перечню учебников. Рабочая программа учебного предмета должна учитывать особенности психофизического развития учащихся с ОВЗ, содержать требования к организации учебных занятий по предмету в соответствии с принципами коррекционной педагогики. Обязательным требованием к составлению рабочей программы для детей с ОВЗ является: 1. Обязательность коррекционной работы. Основными методическими принципами проектирования коррекционной работы будут следующие: - Усиление практической направленности учебного материала (нового). - Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале). - Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов). - Соблюдение в определении объема изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности. - Введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности. - Учет индивидуальных особенностей ребенка, то есть обеспечение личностно-ориентированного обучения. - Практико-ориентированная направленность учебного процесса. - Связь предметного содержания с жизнью. - Проектирование жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ. - Включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу. - Ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы коррекционной работы. - Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства). 2. Увеличение количества часов на повторение и пропедевтическую работу. 3. Особенности методики с учетом требований коррекционной педагогики (специфические технологии). Коррекционная работа предусматривает: 1. Работу по восполнению пробелов в знаниях 2. Отработку наиболее сложных разделов программы. 3.Работу по развитию высших психических функций и речи с обучающимися с ОВЗ. Таким образом, разработка адаптированной основной образовательной программы – задача, касающаяся многих педагогов, специалистов и руководителей образовательных организаций.