ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Хлюпина Лариса Алексеевна, Инструктор по физической культуре, ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик», Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес вызывают у них спортивные игры, а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.) (1). Спортивные виды физических упражнений предполагают начальное ознакомление со специфическими видами движений – «азбукой спорта», оказывают разностороннее влияние на организм детей, способствуют физическому и духовному развитию (14). В данной работе мы рассмотрим один из видов спортивных упражнений – это ходьба на лыжах. Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны появились уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты, в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Большие изменения претерпела и форма лыж (5). Существует притча о появлении первых лыж. Однажды один из охотников случайно наступил на валявшийся в снегу большой кусок древесной коры, который удержал охотника на снегу, не дал ему провалится. Этот случай охотник запомнил и, и стал думать, как закрепить кусок коры на своей обуви. Первые лыжи делались из больших кусков коры или плелись из тонких ветвей деревьев. Такие лыжи хорошо удерживали человека на снегу. Но передвигаться на них можно было только шагом (10,с. 159). Известный русский педиатр, гигиенист В.В Гориневский отличал, что в России издавна стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах. Он считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста, и указывал, что лыжи прекрасное средство физического развития ребенка (4). В современном мире лыжный спорт является одним из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Для дошкольников же лыжи – это одно из самых доступных и полезных зимних спортивных упражнений (15, с. 56). На необходимость учить детей ходьбе на лыжах обращали внимание врачи и педагоги Е.А Аркин, Л.А Невский, Х.Л Валенкина, Е. Г. Леви – Гориневский и др. Первую попытку научно обосновать целесообразность обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах и уточнить методику обучения предприняла М.М. Конторович (5). Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла Н.Г. Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы обучения (5). Т. И Осокина в своей работе «Лыжи и коньки – детям» раскрывает основы обучения детей ходьбе на лыжах (5). Целью первой части нашей работы будет изучение теоретических основ обучения детей ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте. Значение обучения детей ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста. Лыжные занятия имеют как оздоровительные, так и воспитательное значение. Они проводятся на свежем воздухе и являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания организма детей. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц. Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабление мышц способствует развитию мышечной силы. Создает благоприятные условия для работоспособности сердечно – сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм (5). Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия (1). Также лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны т.к. при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются все группы мышц, а особенно мышцы спины. Ходьба на лыжах укрепляет вестибулярный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы (5). Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентаций, координации движений, т.к дети передвигаются в условиях постоянного изменения рельефа местности. Чистый и морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему, способствует возникновению чувства любви к окружающему, желание узнать что – то новое, интересное о своем крае. Занятия лыжами развивают силу, ловкость, глазомер, способствуют воспитанию смелости, находчивости, решительности, приучают преодолевать трудности и препятствия. Благодаря лыжным занятиям у детей воспитывается чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи. Итак, занятия на лыжах благотворно влияют на детей. Это хорошее средство физического развития детей, закаливания, воспитания морально – волевых качеств. Создание условий обучения детей ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста. Дети - дошкольники при соблюдении системы обучения успешно осваивают способы ходьбы на лыжах. Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения: метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т. п. Лучше всего занятия проводить при температуре воздуха – 7 – 15 С; желательно в безветренную погоду. Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание и пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам (5). Продолжительность ходьбы на лыжах также зависит и от свойств снега, и состояния лыжни. Самый лучший снег – это давно выпавший и уплотнившийся. Большое количество снега затрудняет ходьбу и быстро утомляет детей. Вместе с этим ухудшается координация движений, нарушается равновесие и дети часто падают. Лучшее время ходьбы на лыжах с детьми – 10 -12 часов дня (время прогулок). Продолжительность занятий зависит от возраста детей, степени овладения ими двигательных навыков ходьбы на лыжах. Необходимо большое внимание уделить выбору площадки для занятий. Лучшее место для этого – парк, сквер, лесная поляна, защищенная от ветра или участок детского сада. На площадке должна быть сделана учебная лыжня с закругленными углами. Желательно иметь небольшой склон для спусков, на котором есть место для спуска и место для подъема. Особое внимание необходимо уделить и лыжному снаряжению. При выборе лыж важно проверить, не имеют ли они перекосов, трещин, сучков. Лыжи имеют небольшой изгиб, который способствует правильному распределению веса тела при передвижении; желобок на нижней поверхности лыж должен быть ровным и прямым, он не позволяет лыже соскальзывать в сторону (5,с. 34). Успех в овладении ходьбой на лыжах зависит от того, насколько правильно подобраны лыжи. Для детей 4 – 5 лет лыжи должны быть примерно на 5 см выше их роста. Детям постарше длину лыж определяют по высоте вытянутой руки ребенка. Лыжные палки также выбираются по росту ребенка, они должны доходить до его подмышек. Они должны иметь надежно укрепленные кольца и петли для рук (8,с.48). Лыжные крепления – полужесткие, ботинки должны быть с широким носком, со шнуровкой, на 1 – 2 размера больше, одежда облегченная: двойная вязаная шапочка, куртка, штаны утепленные, рукавички желательно шерстяные (5, с. 34). Детям дошкольного возраста не рекомендуется ходьба на лыжах в теплой валяной обуви т. к большой вес обуви (валенки). Отягощенной лыжами и креплениями, давит на слабый мышечный свод стопы, а это может вызвать ее уплощение (плоскостопие) (11, с.23). Соответственно, должен осуществляется и уход за лыжами, т. е они должны быть просмотрены, натерты соответствующей мазью, правильно сложены (5,с. 36). Таким образом, в процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, за их утомлением, перенапряжением и также за условиями проведения лыжных занятий, а именно погодными данными, местом проведения занятий, подбором лыж и палок для детей, одеждой, обувью, уходом за лыжами. Методика обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста. Формирование правильных двигательных навыков в дошкольном возрасте возможно лишь при условии обучения. Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются: · Наглядные – показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственная помощь воспитателя и других; · Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда; · Практические – повторение движений, применение элементов соревнования и т.д. (5,с.35). Подготовка детей старшего дошкольного возраста к лыжным занятиям начинается задолго до выхода детей на снег. В физкультурные занятия включаются упражнения: ходьба на носках, на наружных краях стоп, приседания, ходьба по уменьшенной площади опоры, пролезание в обруч ит. д. Перед выходом на снег воспитатель напоминает детям правила пользования инвентарем. Хорошо посмотреть с детьми фотографии с прошлого года и провести беседу на эту тему. Также следует обратить внимание на одежду детей, соответствие лыж и палок по росту детей. Каждое занятие необходимо начинать с принятия правильного исходного положения. Правильная поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии (5). Первые два – три занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы и как ни странно, дети должны вспомнить, как правильно надо падать. Дети старшего дошкольного возраста должны твердо знать, что падать надо на бок, широко раскинув руки – это самое простое средство регулировать скорость. Дети же обычно при малейшей неуверенности стремятся сесть на лыжи. А этого допускать нельзя, т. к могут быть ушибы и вывихи стоп (8,с.48). Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения, хорошо использовать упражнения на лыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу, ходьба боковыми шагами («лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя. Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах тоже очень важно. Для этого детям предлагается пройти скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами, пройти по лыжне, держа руки за спиной, ходьба между флажками, с условием не сбить их, ходьба «змейкой». На учебной лыжне отрабатываются и элементы техники передвижения (5,с.71). Закрепляется умение надевать и снимать лыжи, переходить с ними к лыжне. Если поблизости есть небольшие склоны, можно учить детей подниматься на них ступающим шагом, лесенкой, полуелочкой и спускаться прямо и наискось в основной стойке (1,с.25). Постепенно усложняются требования к ходьбе на лыжах. Скользящий шаг выполняется на согнутых ногах, энергичными толчками ног в соответствии с размашистыми движениями рук. Бег на лыжах усложняется преодолением препятствий, совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. По мере усвоения ходьбы на лыжах появляется возможность использовать игры, соревнования, в которых эти навыки закрепляются и совершенствуются. Таким образом, большая роль в обучении ходьбе на лыжах отводится воспитателю физвоспитания. От того, как он систематически, методически правильно и интересно будет проводить занятия, зависит и результат овладения детьми навыков ходьбы на лыжах. Профилактика травматизма при обучении ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста При проведении занятий на лыжах важно помнить о профилактике травматизма. Для этого необходимо выполнять ряд условий. 1. Обучение ходьбе на лыжах должно проходить последовательно. 2. Общая физическая подготовленность ребенка должна быть на достаточном уровне. 3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка 4. Место для лыжни и, особенно для спусков должно быть тщательно выбрано еще перед занятиями. Это место должно быть ровным, вдали от обрывов, мест проезда транспорта, Лыжня по возможности не должна быть обледенелой. 5. Большого внимания требует организация детей на занятиях: организованный приход и уход, воспитания навыка спусков и подъемов на склоны через интервалы (2, с. 34). 6. Особой осторожности требует и обучение детей ходьбе на лыжах с лыжными палками. Лыжные палки можно давать ребенку уже овладевшему ходьбой на лыжах без палок. 7. Одежда и обувь детей должна соответствовать погодным условиям. 8. После болезни допускать ребенка только по разращению детского врача. 9. При проведении занятий на лыжах большое значение имеет соблюдение температурных норм, для каждой зоны страны разработаны нормы с учетом местных условий. Итак, предупреждение травматизма является немаловажным условием при успешном обучении детей ходьбе на лыжах. Вывод После изучения теоретической основы обучения детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах были сделаны следующие выводы. · Лыжные занятия имеют оздоровительное значение (укрепляют и закаливают детский организм) и воспитательное (воспитание морально – волевых качеств, чувства дружбы, взаимопомощи) · Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения: метеорологических данных, лыжного инвентаря, выбора места для занятий. · Формирование правильных двигательных навыков ходьбы на лыжах у детей старшего дошкольного возраста зависит и от методики проведения занятий. Воспитатель должен вызвать у детей интерес к ходьбе на лыжах, положительный эмоциональный отклик, повторить уже отработанные действия, постепенно усложнить движения, учить подъему на склоны и спуску с них, включение игр и элементов соревнования. · Профилактика травматизма – это тоже очень важный момент при обучении детей ходьбе на лыжах. · Лыжи являются одним из средств повышения двигательной активности детей в зимний период. Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из необходимых форм жизнедеятельности растущего организма дошкольника. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояния здоровья, и, наконец, настроение ребенка. Следовательно, лыжные занятия – это одно из самых доступных и полезных для детского организма средство физического развития детей в зимний период. Список используемой литературы 1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159с.: ил. 2. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для учащихся пед. уч – щ. – М.: Просвещение, 1988. 3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128с., ил. 4. Волошина Л. Н, Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3 – 4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения ДОУ. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 3004. – 112с. 5. Головощекина М. П. Лыжи в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е испр. М.: Просвещение, 1977. 6. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. 7. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. – К.: Рад. Школа, 1983. 8. Кислякова В. Г. Пусть ребенок растет здоровым!: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1979. 9. Лебедева Н. Т. Физическая культура шестилеток: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – Мн.: Нар. асвета, 1987. 10. Матвеев А. П. Физическая культура. 1 кл.: Метод. Рекомендации по основам преподавания.- М.: Дрофа, 2003. 11. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3 до 6 лет) – М.: Советский спорт, 1989. 12. Фролов В. Г Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М.: просвещение, 1986. Фомина А. И. Физкультурные занятия спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы.- М.: