Урюпина Екатерина Борисовна Воспитатель МБДОУ ЦРР- детский сад №53 город Воронеж В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. При инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей. Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учатся жить и учиться вместе. Инклюзивное образование строится на принципах: 1. Принцип индивидуального подхода 2. Принцип поддержки самостоятельной активности (решает проблему формирования социально активной личности) 3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (создание условий для понимания и приятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе) 4. Принцип междисциплинарного подхода 5. Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения 6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьей (усилия педагогов будут результативны, если поддерживаются семьей). 7. Принцип динамичного развития образовательной модели детского сада Инклюзивное образование в нашем ДОУ реализуется через следующие модели: · Полная инклюзия- дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту · Частичная инклюзия-дети с ОВЗ частично включаются в общеобразовательную группу в сопровождении тьютор. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию. Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом: · Диагностика индивидуальных особенностей развития детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка с ОВЗ, наблюдения за поведением в группе) · Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана. · Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы · Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы. Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах как индивидуальные занятия со специалистами; активная деятельность в специально организованной среде; совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; режимные моменты; фронтальные занятия. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходят занятия в форме круга. Детско-родительские группы-это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные развлечения. Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику: в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков), воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой, родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом. Перспективы инклюзивного образования видим в создании системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования и обобщении опыта работы по инклюзивному образованию.