МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ПЕСЕННЫМ ФОЛЬКЛОРОМ
Василенко Татьяна Юрьевна учитель музыки, МБОУ "Ржевская СОШ", с. Ржевка, Шебекинский городской округ, Белгородская область Самый подходящий материал для музыкальных занятий с детьми младшего школьного возраста – народные попевки, прибаутки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны детям. С разучивания и исполнения попевки, весёлой дразнилки, потешки, к примеру, можно начать этап урока, посвященный формированию вокальных навыков, т.к. интонационная раскованность попевок, свобода интонирования, простота попевочной формулы удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции. Например: Вместе с солнышком встаем, (исполняет педагог, задавая темп, динамику, обозначая ритмический рисунок) Вместе с птичками поем: (учащиеся) – С добрым утром! (педагог) – С ясным днем! (учащиеся) Вот как славно мы живем! (вместе)
Со временем, «право» начинать, т.е. задавать темп, динамику и ритм попевки, можно предоставить самим учащимся, тем самым обогащая опыт детей в творческих импровизациях. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются в первую очередь во время распевания, поэтому регулярное использование упражнений помогает быстрой слуховой организации, сосредоточение внимания, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Для этого хорошо подходят мелодии с выраженным ритмическим рисунком (параллельно способствуют развитию ритмических навыков воспитанников): Анд -рей- во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей! Го-няй-га-ло-чек, из-под па-лочек! (с движением по полутонам ↑↓) Для развития артикуляционного аппарата, дикции хорошо подходят скороговорки, а музыкальные скороговорки помогают решить сопутствующие задачи, как например скороговорка: Топали да топали, (на одном звуке) Дотопали до тополя, (поступенное движение ↑) До тополя дотопали, (на одном звуке) Да ноги-то оттопали (поступенное движение ↓) – данное упражнениепомогает упражнять в чистоте интонирования, развивает навыки ансамблевого пения. Для развития чувства ритма своих воспитанников использую, в том числе, такой прием, как хлопки в ладоши, который очень нравится детям: дети становятся парами друг против друга и в такт песне ударяют друг друга в ладоши, а в дальнейшем применяют различные типы хлопков: Тра-та-та, тра-та-та, (хлопки в ладоши) Поймал дедушка кота, (поочередные хлопки по коленям) А бабушка кошку («крест-накрест» правыми ладошками) За левую ножку! («крест-накрест» левыми ладошками) Ай на-ри, на-ри-на-на, (хлопки на каждую долю в паре) Ри-да-ду, (поворот вправо на дробном шаге) Да-ри-да-да!(возвращение в исходную позицию на дробном шаге с хлопком друг другу в ладоши на последнюю долю) – упражнение направлено не только на развитие чувства ритма, координации движений, но и на умение работать в паре (слышать, чувствовать темп выполнения упражнения напарником). Упражняя в чистоте интонирования, разучив прибаутку «Лиса по лесу бежала», использую ее же для разучивания хороводного шага с носка с чередованием каблучного шага с пятки на носок и переменных притопов, тем самым развивая чувство ритма и умение сочетать пение с танцевальными движениями - применяю во время проведения физминутки в середине урока. Лиса по лесу бежала, (хороводный шаг с носка) Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошел, (шаг с пятки на носок) Лисий хвост нашел. Лиса рано приходила, (переменный шаг) Ване ягод приносила, Ване ягод приносила, («дробный шаг» с поворотом вокруг себя на месте) Рыжий хвост отдать просила. (те же движения в другую сторону с поклоном на последнее слово фразы) Каждый жанр детских песен имеет свои постоянные интонационные символы, которые всегда на слуху у детей. Это очень хорошо видно на примере считалок. В считалках есть определённое разнообразие в звуковысотной структуре напевов, в форме и композиционных соотношениях: Тик-трак, тик-трак, Под мостом жил старый рак. Рыжий кот пришел на мост, Рак схватил кота за хвост. – Мяу-мяу, помогите, С хвоста рака отцепите! Все бегут, и ты беги, Коту Ваське помоги. Данное упражнение можно петь на одном звуке определенной высоты, тем самым упражняя в соблюдении ритмического рисунка и в умении петь слаженно по ритму и темпу (навыки ансамблевого пения), а так же, изменив мелодию, упражнять в чистоте интонирования в скачках на терцию, кварту, квинту. В детском фольклоре легко разглядеть творчество, связанное с окружающим детей миром: с лесом и птицами, с полем и речкой, с новым урожаем и старинными обрядами, с временами года и явлениями природы. Не успели, отойти морозы, а дети уже призывают Весну. Эту весеннюю закличку я разучиваю с учащимися с элементами двухголосия: Ясна-красна,приди,Весна! С голубою далью, С Иваном да Марьей, С золотистым гребнем, С изумрыдным стеблем. Пришла весна- Войной пошла. На все в зимнем: На льды – ливнем, На снег – теплом, На всю зиму – помелом. Заклички так же помогают развивать силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции: Дождик, лей, лей, лей на меня и на людей. На людей по ложке, на меня по крошке. А на Бабу-Ягу – лей по целому ведру! Навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. В том случае, когда воспитанники знакомятся с народной песней, то я, как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, предпочитаю разучивание и исполнение производить «на слух», т.е. с моего голоса. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования; также это возможно благодаря такому приему как слушание песен в исполнении взрослых или чисто интонирующих детей, исполнение сольно и по подгруппам. Систематическое повторение песен (а капелла), осознанное исполнение помогает развитию чистоты интонирования. Нечисто поющих детей рассаживаю среди хорошо поющих детей и ближе к инструменту, чтобы они видели педагога, его артикуляцию. Программное содержание очерчивает нам круг произведений, которые возможны для ознакомления и разучивания, но за счет вариативной части программы возможны «вкрапления» иного музыкального материала. При подготовке к праздникам, развлечениям я стараюсь разнообразить музыкальный материал, в том числе прибегая к жанрам детского песенного фольклора. В таких случаях я, прежде всего, подбираю музыкальный материал удобный по диапазону, который в том числе соответствовал бы возрастным особенностям младших школьников и отвечал тематической направленности. Например, при подготовке к ставшими уже традиционными для нашей школы фольклорным праздникам «Щедрование», «Масленница», я знакомлю своих воспитанников с основными обрядовыми действиями, объясняю их смысл, знакомлю с разнообразным фольклорным материалом: приметы, пословицы, песни, обрядовые приговоры, а затем разучиваем некоторые из них и используем в театрализованных, игровых действиях во время проведения праздников. На постоянной основе в традиционные мероприятия включаю элементы детского песенного фольклора, такие как: частушки, песни (современные, по теме праздника, объясняя, что и в наше время продолжают жить различные формы фольклора, облачившись в современные формы музыки), игру на музыкальных инструментах (народные инструменты и стилизованные под них инструменты-«шумелки») с подпеванием. Я убедилась, наблюдая за своими воспитанниками вне учебного процесса, что в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности дети с удовольствием используют разученные на уроках музыки и во внеурочной деятельности песенки, попевки, дразнилки, в том числе, применяя их в играх. Библиографический список 1.Куприянова Л.Л. Русский фольклор:программно-методические материалы 1-4 классы. М.: Мнемозина,2008.-160с. 2. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. М.: ТЦ Сфера, 2015.-176с.