ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ. КРУЖКОВАЯ РАБОТА – УСПЕХ ТРАДИЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Айдашева Наталья Николаевна, воспитатель МАДОУ «Солнышко» с.Бурибай МР Хайбуллинский район РБ В соответствии со ст.9 Закона РФ «Об образовании», программы, которые могут быть реализованы в образовательных учреждениях, подразделяются на общеобразовательные (основные) и дополнительные. С внедрением ФГОС дошкольное образование стало первой ступенью общей системы образования, где главная цель – развитие всестороннеразвитой личности ребенка, а целью дополнительного образования является внедрение новых вариативных форм дошкольного образования, которые повышают качество образовательного процесса и удовлетворяют запросы общества. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. В нашем детском саду наряду с традиционным образованием оказываются дополнительные образовательные услуги по реализации дополнительных образовательных программ. Опыт работы показал, что дошкольники, занимающиеся в кружках дошкольной организации, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, музыкальных, художественных, спортивных школах. Повышение компетентности, профессионализма воспитателей, специалистов – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Поэтому одним из главных условий достижения эффективных результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения стала потребность у педагогов в непрерывном профессиональном росте. Модель организации дополнительных услуг в МАДОУ «Солнышко» с.Бурибай строится в несколько этапов. Начиная со средней группы, проводится анкетирование родителей по вопросам предпочтения ребенком дополнительных занятий в кружках. Исходя из этого, перед педагогическим коллективом встала задача по разработке кружков дополнительного образования, которые бы пользовались у родителей и детей особым спросом. Если родители имеют сомнения в выборе кружка, педагоги подскажут, какое занятие наиболее предпочтительно для развития определенных способностей их чаду. Педагоги составляют и разрабатывают рабочую программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которые также утверждаются на педагогическом совете ДО. В нашем детском саду мы предлагаем такие кружки: «Шахматёнок», «Юные волшебники», «Математические ступеньки», «Читай-ка», «Маленькие звёздочки», «Искорка», «Хрустальный голосок» и «Весёлые нотки». Рассмотрим немного подробнее деятельность кружков позвавательной направленности. «Шахматёнок». Шахматы по праву считаются самой интеллектуальной игрой. Мы считаем, что игра в шахматы исключительно положительно влияет на развитие ребенка: она способствует расширению кругозора, умению обобщать и сравнивать информацию, принимать правильные решения за короткий промежуток времени, предвидеть результаты своих поступков, логически анализировать каждое действие, а самое главное - всегда думать. Дети с удовольствием посещают этот кружок. Посетив несколько занятий, даже гиперактивные дети становятся более организованными, дисциплинированными. На занятиях мы знакомим детей с латинскими буквами, их написанием и названием. А шахматную грамоту дети осваивают через игру. Упражнения и игры на шахматной доске настолько привлекают ребят, что вызывают настоящий всплеск творчества: удивительно, но ребята сами придумывают игры и упражнения. Отчетом работы кружка являются шахматные турниры между участниками. «Математические ступеньки» и «Читай-ка». Эти кружки предназначены, главным образом, дошкольникам при подготовке к школе. Работа ведется со старшей группы. Как мы уже отмечали, посещают кружки дети по интересам. Но при подготовке к школе есть часть детей, которым необходимы дополнительные занятия по математике и обучению грамоте. Воспитатели могут рекомендовать родителям таких детей посещение этих кружков. При посещении кружка развивается познавательная активность, интерес к математике, развивается логическое мышление. Особенностью этой работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с геометрическими фигурами, цифрами, определению величины, ориентировке во времени, на плоскости и в пространстве, что позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Работа ведется по методике Е. В. Колесниковой с использованием рабочих тетрадей. Работа в кружке «Читай-ка» предполагает развитие устной речи детей, подготовку к курсу обучения грамоте в начальной школе. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом. «Юные волшебники» выбирают те, кто желает работать с нетрадиционными техниками рисования. Программа данного кружка предусматривает знакомство дошкольников с художниками, видами изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На наш взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Уделяется внимание такому виду росписи, как башкирский орнамент, что является региональным компонентом в ознакомлении детей с видами росписи родного края. Занимаясь данными видами творчества, мы отметили, что у дошкольника развивается память, он учится сосредотачиваться, у него улучшатся мелкая моторика рук, ребенок все анализирует, сравнивает, ищет отличия, рисование заставляет ребенка думать и мыслить. Дети видят и представляют необычные вещи, изменяя цвета, величину, форму чего-то привычного. Благодаря этому они могут взглянуть на мир с другой стороны. Проводятся выставки детских работ в фойе детского сада. Также организованы кружки художественно-эстетической направленности. Мы их рассмотрим подробнее. «Маленькие звёздочки». Деятельность данного кружка по уровню освоения носит общеразвивающий характер. Дошкольники знакомятся со спортивным оборудованием (скакалки, обручи, ленты и др.) и под музыку педагог – инструктор по физическому воспитанию строит спортивный танец. Анализируя деятельность данного кружка, мы отметили, что у детей, которые занимаются в этом кружке, развивается артистичность, внутренняя свобода, раскрывается творческий потенциал ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений. «Искорка». Самый востребованный - это танцевальный кружок в детском саду. Занятия в данном кружке проводятся педагогом по ритмике и танцам. Обучение танцу строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; активно используется такие направления как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценические движения. Всё даётся в игровой форме адаптированной для дошкольников. Программа кружка рассчитана таким образом, что дети в течение года овладевают основными видами движений, постановке рук, ног, тела. За время работы дети изучают 3 вида танцев: народный, современный и классический. Нам важно, чтобы дети имели возможность выступать на сцене, даже пусть в самом детском саду. Это поможет нашим дошкольникам избавиться от стеснительности и стать более уверенными в себе. Не меньшей популярностью в нашем детском саду пользуется вокальный кружок - «Хрустальный голосок». Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду предусматривает цель научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво. Планируя занятия в данной кружковой системе мы старались учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, то есть приоритетным в работе считается индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. На занятиях используются попевки, распевки для развития чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. Форма организации – групповая и индивидуальная. Музыкальные инструменты для маленьких детей всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. В каждой группе нашего детского сада организована предметно-развивающая среда, где дошкольники в свободной деятельности могут в своих играх использовать детские музыкальные инструменты. Анализируя данные анкетирования родителей, мы решили организовать кружок «Веселые нотки», где на индивидуальных занятиях дети обучаются игре на музыкальном инструменте – фортепиано. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Целью данной программы является научить ребёнка элементарным теоретическим и практическим навыкам игры на фортепиано. Посещая этот кружок, дошкольники знакомятся с нотной грамотой, выполняют упражнения для определения ритмического рисунка, овладевают игрой простых музыкальных произведений одной рукой как индивидуально, та и в ансамбле с педагогом. Учитываются и воспитывающие задачи: воспитание эстетического вкуса, навыков исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, прививается любовь к музыкальному искусству, в формировании художественного вкуса. Отчет о проделанной работе кружков «Маленькие звездочки», «Искорка», «Хрустальный голосок» и «Весёлые нотки» дается в виде концерта на общем родительском собрании в конце учебного года. Таким образом, обучение современного ребенка в детском саду - это воспитание человека, способного справиться с нынешним ритмом жизни и проявить на полную силу все свои творческие, физические и личностные качества.