ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Колосова Лариса Евгеньевна Воспитатель МДОАУ 222 Г. Оренбург Педагоги и родители отмечают, что настоящее время увеличилось количество детей дошкольного возраста, которые испытывают серьезные затруднения в общении с окружающими. Дети не умеют обращаться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, включая общение в социуме, взаимодействие с детьми является коммуникабельность, умение контактировать с окружающими людьми. Формирование коммуникативных умений в дошкольном возрасте становится важным условием нормального психологического, социально-личностного развития ребенка, а также основной задачей подготовки его к дальнейшему обучению в школе, подготовке к жизни. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность. Общаясь со сверстниками, по мнению авторов, ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать чтото необыкновенное, нереальное). Общении со взрослыми ребенок учится говорить и знать, как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Дошкольный возраст, по мнению ученых, является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного формирования коммуникативных умений. В педагогике и психологии развитие личности рассматривается как процесс освоения общественно выработанного сознания - социального опыта (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Существенной частью этого социальноисторического опыта, подлежащего усвоению являются умения, необходимые для осуществления исторически сложившихся видов деятельности: игровые, интеллектуальные, трудовые, коммуникативные и др. Игра – популярный педагогический метод обучения межличностному общению. Творческая игровая активность вызывает у детей интерес к художественному слову, раскрывает индивидуальное восприятие мира ребенком, совершенствует способность к самовыражению. Дидактические и настольные игры помогают формулировать высказывания, составлять новые слова, развивают объяснительную речь, пополняют вокабуляр дошкольника. Благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков ребенка общение со старшими детьми. Совместные игры, чтение книг, выполнение творческих заданий улучшают речевые возможности, эмоциональную сферу, учат кооперации и уважению. Любая игра обладает терапевтическим воздействием, если проходит по установленным правилам и под руководством взрослого. К сожалению, многие родители забывают о необходимости нахождения ребенка в кругу сверстников и держат его дома, лишая возможности общаться. Между тем, дошкольный возраст– это самое подходящее время, чтобы подыскать для ребенка кружок или секцию, где он сможет развивать навыки общения. Например, можно отдать ребенка в театральную студию. Здесь у ребенка развиваются не только навыки общения, но и уверенность в себе, умение представить себя в лучшем свете. На занятиях ребята выполняют упражнения, специально направленные на развитие навыков общения, взаимодействуют с другими ребятами. Обучение общению на занятиях происходит в развлекательной, игровой форме. Детям никто не объявляет заранее, что их цель – научиться общаться с товарищами. навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Волшебная палочка» Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. «Слухачи» Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов - угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух. «Живая буква» Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей. «Руки-ноги» Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами. Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями. Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики. Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей. «Интеллектуальная мозаика» Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи» Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование, кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников. «Покажи себя с неожиданной стороны» Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу. Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей - выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату.